КОНДАК - Страница 6

Современные богослужебные книги православной церкви называют кондаком краткий однострофный гимн. Он считается одним из ключевых песнопений практически каждой памяти церковного календаря, и лишь некоторые, наименее значимые памяти не имеют своего кондака. Кондак входит в состав большинства служб суточного богослужебного круга: утрени, первого, третьего, шестого, девятого часов, изобразительных, повечерия; также кондак поётся на Божественной литургии. Кондак исполняется в качестве самостоятельного гимна и помещается, как правило, после молитвы Господней «Отче наш...». Лишь на утрене и литургии кондак имеет иную позицию. Во всех этих случаях, за исключением утрени, кондак поётся без икоса. Даже в однострофной форме кондак сохраняет связь с древним жанром. Дело в том, что помещённые в современных богослужебных книгах кондаки важнейших церковных праздников (Рождества Христова, Богоявления, Сретения Господня, Пасхи, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Успения Пресвятой Богородицы и др.) представляют собой проимии древних кондаков. Кроме того, в неделю Сыропустную в современной «Триоди» напечатан сравнительно полный кондак, состоящий из проимия и четырёх икосов. К тому же многие кондаки, помещённые в современных богослужебных книгах, имеют указание, что они составлены на «подобен» (т.е. по музыкальной и поэтической модели) древних кондаков, что, в свою очередь, также не позволяет исследователям признать новосоставленные кондаки самостоятельным жанром. При этом даже в современном богослужении, где кондак занял вполне заметное место, сохраняются следы его факультативности, связанные с отсутствием кондаков в изначальной структуре палестинского «Часослова». Так, например, в минейных службах святым может не быть кондаков – тогда после шестой песни канона Устав предписывает петь седален (мученичен) во глас Октоиха. В воскресные дни и попразднства кондак рядового святого в случае, если его статус ниже славословного, на часах опускается. Кроме того, по дониконовским Типиконам своего кондака на часах не имели и воскресные службы, роль кондака исполняли ипакои гласа. Этим же исследователи объясняют и то, что Устав в период пения Триоди предписывает заменять воскресный кондак на кондак «Триоди». На утрене кондак исполняется после шестой песни канона. В тех случаях, когда на службе соединяются два или три гимнографических последования, кондаки поются и после шестой, и после третьей песнях канона, причём кондак главной памяти поётся после шестой песни, а остальные – после третьей. Так, в период пения Октоиха в воскресный день после третьей песни канона поётся кондак рядового святого (вне зависимости от статуса его памяти), а после шестой песни – воскресный кондак.

 



 
PR-CY.ru