КОНДАК - Страница 8

В храме Богородицы: кондак дня, святых, «и Ныне:» – храма. В храме святого: кондак дня, храма, рядового святого, «и Ныне:» – Богородицы. В воскресные дни кондак храма, если он господский, опускается (так же и в господские праздники). На практике количество кондаков на литургии может сокращаться. По Типикону Виолакиса, на литургии всегда поётся только один кондак. Соответствие этому можно видеть и в русской традиции архиерейского богослужения, где последний кондак на литургии, как правило, исполняется священнослужителями в алтаре, т.е. выделяется из остального ряда. На изобразительных кондаки исполняются после «Отче наш...», что напоминает их использование на часах. Однако здесь звучит не один, а сразу несколько кондаков – как на литургии по малом входе (но без тропарей). Устав их распределения в целом тот же, что и на литургии, с небольшими особенностями. На малом повечерии, если совершается служба святому без знака или шестеричному, в седмичные дни после «Отче наш...» звучит ряд тропарей, а также заупокойный кондак. По воскресеньям и праздникам этот ряд заменяется кондаком празднуемой памяти. На великом повечерии роль кондака исполняют неизменяемые песнопения «Часослова», но на Рождество Христово, Богоявление и Благовещение во второй части повечерия после «Отче наш...» поётся кондак праздника. Помимо вышеперечисленных литургических позиций, определяемых Уставом для кондака, последний вместе с тропарём в навечерие Рождества Христова и Богоявления после отпуста литургии торжественно поётся духовенством, которое специально для этого исходит из алтаря на середину храма. Этот чин, в обиходе именуемый славлением, на практике совершается и в другие великие праздники (в том числе памяти святых). Достаточно распространено мнение, что кондак вместе с отпустительным тропарём являются квинтэссенцией церковного праздника, что в этих песнопениях раскрываются его смысл и значение. Так, например, Михаил Николаевич Скабалланович отмечает, что кондак занимает в ряду песнопений второе место после тропаря; подобно последнему он изображает самую суть празднуемого события, но обыкновенно с другой стороны, чем тропарь; если тропарь даёт картину внешней стороны события, то кондак – внутренней, или наоборот. Кроме того, кондак обычно полнее изображает самую суть празднуемого события, чем тропарь. В целом о том же говорит и П.Я. Лебедев: в кондаке и икосе «изображается сущность праздника или похвала святому с тем лишь различием, что в кондаке это содержание изложено кратко, а в икосе – пространно... По содержанию своему кондак и икос служат обыкновенно образцом для всего последования, к которому принадлежат: кондак представляет из себя как бы тему последования, развитие которой предлагается в икосе». По мнению исследователей, , ввиду такого отношения к тропарю и кондаку большой популярностью пользуется практика пения славления после окончания всенощного бдения накануне великих праздников и божественной литургии в дни праздников. Кроме того, знание наизусть тропарей и кондаков двунадесятых праздников является обязательным условием при поступлении в духовные училища и семинарии.



 
PR-CY.ru