КОНДАК - Страница 7

Если на воскресенье приходится богородичный двунадесятый праздник, то воскресный кондак поётся после третьей песни, а кондак праздника – после шестой; если выпадает господский двунадесятый праздник, то служба Октоиха отменяется вовсе, следовательно, поётся только кондак праздника после шестой песни. Если воскресная служба совершается в период пред- или попразднства, то после третьей песни поются кондаки праздника и рядового святого, а после шестой – воскресный. При отдании двунадесятого праздника воскресный кондак также поётся после шестой песни, а праздничный – после третьей. В седмичные дни, если в «Минее» содержится только одна память, кондак поётся после шестой песни канона; если в службе святого содержатся два кондака, то один из них поётся после третьей песни, а другой – после шестой. Когда соединяются последования двум святым, то кондак второго исполняется после третьей, а первого – после шестой песни. В будние дни в периоды пред- и попразднств после третьей песни канона поётся кондак рядового святого, а после шестой – праздника. Если святой имеет статус шестеричного или выше (см. в ст. Знаки праздника месяцеслова), то обычно после шестой песни – кондак святого, после третьей – праздника. Устав пения кондаков на утрене в период пения «Триоди» имеет ряд особенностей. Распределение кондаков на часах также строго определяется богослужебным уставом. Общий принцип состоит в том, что на часах исполняются те же кондаки, что и на утрене, но без икосов и только по одному на каждом часе. Однако в некоторых случаях на часах используется только часть кондаков, звучавших на утрене. Главный кондак назначается на третьем и девятом часах, второй (если есть) – на шестом, третий – на первом. На часах в будни Великого поста (как и при службе с «Аллилуия» малых постов), если не празднуется святой с полиелеем, вместо кондака читаются тропари, помещённые в «Часослове» «на ряду». На полной Божественной литургии кондаки вместе с тропарями поются после малого входа. Кондаки поются в честь тех же лиц и событий, в честь которых звучали тропари; также могут добавляться заупокойный кондак и общий кондак Богородицы или, на практике, – кондак предназначается только для заупокойного богослужения, а также для самых рядовых дней. Один из основных принципов пения тропарей и кондаков на литургии – «высшее место давать тем, в которых прославляется сравнительно высшее лицо», т.е. сначала следует петь кондак в честь Господа, потом – Божьей Матери, далее – архангелов, затем – Предтечи, наконец – святых. Однако это правило не распространяется на «покрытие» (кондак, который поётся на «Слава и ныне:») – кондак воскресный или храма Господа или Богородицы (т.е. освящённого в честь господского или богородичного праздника), или общий кондак Богородицы, или господского или богородичного праздника. Таким образом, в храме Господа (т.е. освящённом в честь одного из господских праздников) сначала поётся кондак храма, затем – дня, затем – празднуемых святых, а на «и Ныне:» – Богородицы.

 



 
PR-CY.ru