Словарь по христианству К КОНДАК

КОНДАК

КОНДАК – один из основных жанров византийской гимнографии. В первоначальном смысле слова кондак – многострофный гимн строго определённой формы; в позднейшей традиции кондаком стали называть краткое однострофное песнопение, соответствующее вступительной строфе древнего. Неотъемлемой частью древнего кондака являются икосы; поздний кондак, как правило, имеет при себе один икос, но часто употребляется и без него. Многострофный кондак сложился в византийской литературе не позднее второй половины V в. и пережил расцвет в творчестве Романа Сладкопевца (до 493 г. – между 551 и 565 гг.). Сами авторы кондака называли этот жанр «гимн», «псалом», «творение», «хваление», «песнь», «слово», «моление» и т.д. Гимнографический термин «кондак» исследователи впервые отмечают в греческих рукописях не раньше X в. (так датируется древнейший Кондакарь). Вообще, греческое слово «кондак» может означать, по мнению исследователей, любой рукописный свиток (это указывает на многострофный характер песнопения, названного этим словом, поскольку для его записи требовался целый свиток). Древний кондак представляет собой сложную поэтическую композицию, которая состоит из восьми и более (до сорока; у Романа Сладкопевца – до 24) строф – икосов (греч. – букв. «дом», сир.  – «дом», «строфа»; термин отражает влияние сирийской литературной традиции на формирование византийского кондака). В начале кондака находятся одна, две и более (до шести; у Романа Сладкопевца – не более трёх) вступительных строф, называемых в современных изданиях кукулиями (греч. – букв. «капюшон») или проимиями (греч. – «вступление»). Все строфы кондака, включая вступительные, имеют общий рефрен. Икосы, как правило, объединены алфавитным или фразовым акростихом; проимии в акростих не включены. Икосы кондака построены по единой метрической модели, основанной на правилах омотонии и изосиллабизма. Метрическая модель кондака предполагает одинаковое количество строк в строфах, единообразное чередование ударных и безударных слогов и одинаковое количество слогов в соответствующих строках каждой из строф-икосов. Метрические модели проимиев и икосов обычно разные. В ранних кондаках для проимиев и икосов метрические модели, как правило, создавались заново, т.е. каждый кондак обладал собственной оригинальной метрикой. В более поздних кондаках, в особенности после появления гимнографического канона, в качестве метрических образцов для проимиев и икосов могли использоваться ирмосы канонов, а также любые другие строфические гимны, например, самоподобные или самогласные стихиры или же проимии и икосы более ранних кондаков. Музыкальное исполнение кондака обладало приоритетом над метрическими моделями, в связи с чем в строках допускались колебания в количестве слогов или в расположении ударений. Эти колебания могли быть регулярными, т.е. проводиться по всем строфам, или нерегулярными, спонтанными. Стих (или строка) внутри каждой кондакарной строфы может состоять из так называемых «малых строк», или колонов, разделённых внутренней паузой, функционально сопоставимой с цезурой. Количество колонов в пределах одного стиха может достигать трёх и более. Благодаря содержательным и композиционным особенностям и некоторым риторическим приёмам, заимствованным из ораторской прозы (прямая речь в форме монолога или диалога, риторическое обращение к аудитории, драматические элементы и др.), кондак часто называют «метрической проповедью» (определение восходит к работам Пауля Мааса).

 



 
PR-CY.ru