КОНДАК - Страница 5

В древнесербской Минее начала XIII в. из собрания Зографского монастыря есть пять кондаков, каждый из которых состоит из двух строф, однако три из них, по мнению исследователей, являются интерполяциями в первоначальный текст. В древненовгородской «Путятиной Минее» (Российская национальная библиотека) XI в., восходящей к древнезападноболгарскому прототипу X в., кондак встречается четыре раза в сокращённой однострофной форме, а в архаической праздничной служебной Минее также новгородского происхождения, восходящей к древнеболгарскому архетипу не позднее начала X в. и известной как «Ильина книга» (Российский государственный архив древних актов; XI-XII вв.), кондак отсутствует вовсе. В истории славянской гимнографии нет свидетельств существования многострофных кондаков, посвящённых славянским святым. Так, кондак св. Вячеславу Чешскому представлен только одной строфой (древнейшая фиксация – XI в.), а кондак в службе святым Борису и Глебу, первоначально написанной по-гречески Киевским митрополитом Иоанном I или Иоанном II (первая атрибуция представляется на сегодняшний день более убедительной), состоит из одной проимия и двух икосов. В древнейшей славянской традиции метрические особенности византийского кондака, как правило, не сохраняются. Исследователям известны лишь несколько кондаков, проимии которых воспроизводят изосиллабизм оригинала: кондак Рождеству Христову, кондак Крещению Господню, кондак равноапостольной Елене. Сохранившиеся славянские версии этих гимнов в рукописной традиции в разной степени искажены по сравнению с утраченными архетипами, которые поддаются критической реконструкции. Исследователи отмечают, что для сохранения метрических особенностей оригинала славянские переводчики пользовались как пословным, так и более свободным переводом, основанным на лексических и синтаксических парафразах. Появление метрических переводов византийского кондака исследователи датируют концом IX – началом X вв. и относят таким образом к «золотому веку» древнеболгарской литературы. После X в. кондакарная поэзия угасает, составляются только краткие кондаки с одной вступительной строфой и, как правило, с одним икосом в честь новопрославленных святых или новых праздников церковного календаря. В XI–XIII вв. наблюдается постепенный выход из употребления «Кондакарей», содержащих полные кондаки, или их замена на сборники, содержащие лишь однострофные кондаки. В «Кондакарях» и славянских «Минеях» этого периода в заглавии проимия уже употребляется термин «кондак», а в заглавии икоса – термин «икос», что свидетельствует о переосмыслении кондака: под кондаком стал пониматься не древний многострофный гимн целиком, а лишь его фрагмент – кукулий или проимий. Тем не менее, в неделю Сыропустную и в чине погребения священников по сей день используются древние многострофные кондаки (см. также Акафист).

 



 
PR-CY.ru