КОНДАК - Страница 2

О ранней истории кондака как жанра византийской богослужебной поэзии исследователям известно мало, достоверному изучению доступны кондаки только в их зрелой форме. Хотя некоторые формальные особенности кондака присутствуют в византийской гомилетике III–IV вв., исследователи считают, что кондак сформировался под влиянием жанров сирийской христианской поэзии: мадраша (строфическая поэма сложной силлабической структуры), согита (литургический гимн с диалогической композицией, исполнявшийся антифонно), и мемра (изосиллабическая ритмическая проповедь), представленными в творениях Ефрема Сирина (ум. в 373 г.) и Нарсая (ум. в 502 г.). Из сирийской поэзии ранний кондак, как полагают исследователи, заимствовал не только изосиллабизм и акростих, но и диалогическую композицию, свойственную также ранним гимнографическим канонам константинопольской традиции. Впервые сирийские истоки византийского кондака предположил П. Маас, чьи взгляды, однако, были подвергнуты критике Жозе Гродидье де Матоном. Позднейшие исследования (У.Л. Петерсен, С. Брок) доказали необоснованность этой критики, так что сирийские истоки кондакарной поэзии на сегодняшний день не подвергаются сомнению. Хуже изучен вопрос о влиянии на происхождение кондака ранних гимнографических произведений (в том числе с алфавитным акростихом) греческих христианских авторов. В этих гимнах уже представлены такие особенности кондака как омотония и изосиллабизм, рефрен, алфавитный акростих, прямая речь (датируются эти произведения IV–V вв.). Расцвет византийского кондака приходится на конец V – VII вв. Среди творцов кондака этого периода заметно выделяется Роман Сладкопевец. Именно его произведения сыграли существенную роль для развития самого жанра кондака и нередко служили образцами для других гимнографов. Наиболее полное собрание кондаков Романа Сладкопевца было подготовлено и издано Ж. Гродидье де Матоном. Эти кондаки посвящены важнейшим дням памяти и праздникам как неподвижного, так и подвижного циклов годового богослужебного круга. Существенная часть этих кондаков используется за богослужением по сей день, но не полностью, а лишь в объёме одного проимия и одного икоса: на Рождество Христово (25 декабря), на Богоявление (6 января); на Сретение Господне (2 февраля); на память апостолов Петра и Павла (29 июня); в неделю Мясопустную; в неделю Крестопоклонную, в четверг пятой седмицы Великого поста, в неделю Ваий; на Пасху, в неделю апостола Фомы, на Вознесение Господне, на Пятидесятницу. Кроме творений Романа Сладкопевца, в этот период был создан целый ряд других кондаков, вошедших в «золотой фонд» византийской богослужебной поэзии. Большинство из этих ранних кондаков анонимны или имя автора, упомянутое в акростихе (например, Анастасий, Косма, Кириак), не подлежит надежному отождествлению с кем-либо из известных гимнографов. К этому времени относятся частично известные в церковнославянских переводах кондаки (см. службу в неделю о Мытаре и фарисее, службу Преображению Господню, службу Успению Пресвятой Богородицы, службу Воздвижения Креста Господня). На основании литургических и литературных данных раннюю историю кондака исследователи связывают с константинопольским кафедральным богослужением.

 



 
PR-CY.ru