ИОАНН, Московский, Большой Колпак - Страница 19

В таких памятниках Иоанн представлен без традиционных атрибутов, например, на иконе «Шестоднев» начала XIX в. из старообрядческой церкви Успения на Апухтинке в Москве (Исторический музей, XVIII в.), на аналогичной иконе 1813 г. (Третьяковская галерея, Музей-квартира П.Д. Корина), на нескольких иконах из частных собраний. В минейных циклах (под 3 июля, вместе с мучеником Иакинфом) образ Иоанна в отличие от образов Василия Блаженного и блаженного Максима Московского встречается довольно редко. Исследователи отмечают, что древнейший пример такого цикла – двусторонняя икона на июль и август из комплекта минейных икон, исполненных в 1701 г. в Москве (Третьяковская галерея). Распространению изображений Иоанна, по мнению исследователей, способствовало включение его фигуры в гравированные святцы XVIII в., потом копировавшиеся иконописцами, например, в Минее Григория Павловича Тепчегорского 1722 г., впервые изданной в 1714 г., и в Минее Ивана Константиновича Любецкого 1730 г. (Российская государственная библиотека). Иоанн представлен на иконе первой половины XVIII в. из цикла Миней, который находится в санкт-петербургском Сампсониевском соборе: он изображён как длинноволосый юноша в синей рубахе с поясом, в левой руке держит чёрный колпак, похожий на обычную шапку, в правой – почти не изображавшиеся в этот период чётки («Русская икона XVII–XVIII вв. в собраниях Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»: Лицевые святцы из Сампсониевского собора». СПб., 2003 г.); изображение напоминает фигуру Иоанна из святцев Г.П. Тепчегорского, хотя икону из Сампсониевского собора исследователе не могут считать копией этого гравированного листа. Воздействием гравюр исследователи объясняют появление образов Иоанна на минейной иконе на март-август второй четверти XVIII в. из собрания Галереи Академии во Флоренции и на иконе «Воскресение со Страстями, минеей и чудотворными иконами Богоматери» конец XVIII в. (Ярославский художественный музей).

 



 
PR-CY.ru