ИОАНН, Московский, Большой Колпак - Страница 14

Другой вариант трактовки этой темы представлен произведениями, исполненными для собора Покрова на Рву. В первой четверти XVIII в. на его восточном фасаде (в цокольной части Троицкого придела, между приделами-усыпальницами Василия Блаженного и Иоанна) иконописцем-юродивым Тимофеем Архиповым было написано изображение Богоматери «Знамение», окружённой полуфигурами русских, в том числе Московских, святых; молящиеся Василий Блаженный и Иоанн представлены в нижней части правого и левого полей, над преподобными, ниже святых царевича Дмитрия и Бориса и Глеба (по мнению исследователей, композиция могла быть создана раньше первой четверти XVIII в., т.к. на верхнем поле представлены св. Иоанн Предтеча и апостол Пётр – в данном случае, по мнению исследователей, патрональные святые царей Ивана и Петра Алексеевичей, совместное правление которых окончилось со смертью Ивана в 1696 г.). 1780и гг. исследователи датируют реплику этой росписи – большую икону Божьей Матери «Знамение», которая разместилась над входом в придел Василия Блаженного (Исторический музей, музей «Покровский собор»); на иконе изменён состав святых, Василий и Иоанн представлены фронтально на нижнем поле. Иоанн включён и в необычайно широкий сонм Московских чудотворцев на прориси с иконы второй половины XVII в. (?), находившейся в одной из моленных Преображенского кладбища в Москве; вместе с другими юродивыми и Московскими преподобными он показан в центральной части композиции, у престола с евхаристическими сосудами, на котором стоит Господь Вседержитель (рядом, перед престолом, стоит св. царевич Дмитрий, который в XVII–XIX вв. неоднократно сопоставляется с московскими блаженными в произведениях разной иконографии). Образы Иоанна исследователи встречают и на иконах с более индивидуальной программой. Исследователям известны композиции, где он, как и другие московские юродивые, изображён вместе со святыми (в том числе юродивыми) из других регионов России. Это, например, икона первой половины XVII в. (Третьяковская галерея), на которой Богоматери с Младенцем предстоят, и к Ней припадают Василий, Иоанн и Максим Московские, Прокопий и Иоанн Устюжские, мученики Флор и Лавр, мученица Анастасия, святые царица Феодора и царевич Дмитрий. Вместе с многочисленными вселенскими и русскими святыми Иоанн представлен на правом поле иконы «Богоматерь Троеручица» 1680 гг. из иконостаса над погребением царицы Евдокии Лопухиной в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (Исторический музей, музей «Новодевичий монастырь»); симметрично изображён мученик Иоанн Воин, а ниже – праведный Артемий Веркольский. Вместе с тем образ Иоанна не был обязательным для композиций с изображением Московских чудотворцев или юродивых; в частности, он отсутствует на чтимой Боголюбской-Московской иконе Божьей Матери, которая находилась над Варварскими воротами Китай-города, и на её списках, хотя там представлены блаженные Василий и Максим.

 



 
PR-CY.ru