ИОАНН, Московский, Большой Колпак - Страница 11

С заказом Строгановых исследователи связывают ещё несколько ранних изображений Иоанна, включённых в разные варианты композиций с избранными святыми. Иоанн представлен на складнях, в среднике – Владимирская икона Божьей Матери в окружении праздников, на створках изображены молящиеся святые по чинам святости (исследователи отмечают, что образ Иоанна присутствует не во всех произведениях такого рода; в частности, он не изображён на складне письма Прокопия Чирина начала XVII в. из Русского музея). На складне 1603 г., вложенном Н.Г. Строгановым в церковь Похвалы Богородицы Орла-городка – центра пермских владений Строгановых (Пермская государственная художественная галерея), Иоанн показан в первом ряду, после блаженных Максима и Василия Московских, сразу за Исидором Ростовским, что указывает на его восприятие как Ростовского святого; на складне письма Прокопия Чирина начала XVII в. (Третьяковская галерея) – в верхнем ряду, над Максимом и Василием; на складне письма Никифора Савина Истомина (?) из собрания Рахмановых (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве) – также в верхнем ряду, за московскими юродивыми и праведным Иаковом Боровичским (как полагают исследователи, изображены вместе из-за относительного сходства, заключающегося в отсутствии бороды). Одновременно с этими произведениями появляются композиции, в которых Иоанн фигурирует как один из столичных святых. Таков известный складень с изображением Богоматери «Молебная» и припадающих Московских чудотворцев, написанный в начале XVII в. по заказу Максима Яковлевича Строганова Истомой Савиным и отличающийся расширенным подбором образов – Московских святителей и юродивых (Третьяковская галерея). Иоанн представлен на средней створке вместе с митрополитами Петром, Фотием, Макарием и блаженным Максимом (Василий Блаженный изображён на третьей створке). Святой выделяется позой (почти касается лбом земли), но его важнейшие атрибуты не видны или не показаны, а внешность стандартизирована (Иоанн выглядит как юноша с тёмно-русыми волосами). Нейтральность этого образа предвосхищает дальнейшую идеализацию иконографии Иоанна, начальный этап которой отразился и в его изображениях на складнях с иконой Божьей Матери «Владимирская», сильно уступающих в выразительности фреске сольвычегодского собора. Иконы, написанные по заказу Строгановых, показывают, что уже в первые десятилетия существования почитания Иоанна его образ тяготеет к объединению с образами Московских святых, и особенно московских юродивых, чему способствовала не только принадлежность к одной иерархии святых, но и территориальная близость погребений блаженных Максима, Василия и Иоанна. Один из наиболее распространённых вариантов такого соединения представлен иконами блаженных Василия и Иоанна, создание которых было связано с их почитанием в московском соборе Покрова на Рву, а также с тем, что в Житии Иоанна и службе ему он именуется «собеседником» Василия (очевидно, в духовном смысле). Василий весьма часто изображался в паре и с другими святыми (в том числе с блаженным Максимом). Между тем для Иоанна как для менее почитаемого святого эта комбинация была основной.

 



 
PR-CY.ru