ИОАНН, Московский, Большой Колпак

ИОАНН, Московский, Большой Колпак (середина XVI в. (?) – 1589 г.) – блаженный, Христа ради юродивый (память 3 июля, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых, 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 августа – в Соборе Московских святых). Основным источником сведений об Иоанне является его Житие, состоящее из трёх самостоятельных по времени появления частей: бедного событиями жизнеописания святого, подробного сказания о погребении и описания чудес (от 18 до 20 чудотворений, из них одно прижизненное). Протоиерей Иван Иванович Кузнецов, исследовавший рукописную традицию Жития Иоанна, не без оснований предположил, что первоначально было составлено сказание о погребении Иоанна, позднее – жизнеописание. По гипотезе Василия Осиповича Ключевского, тексты о чудесах блаженного за 1589–1590 гг. входили в памятную книгу московского Покровского на Рву собора, «в которую записаны были вскоре по смерти Иоанна в 1589/1590 г., по-видимому, тогдашним протопопом собора Димитрием». Исследователи полагают, что протоиерей Димитрий был также автором сказания о погребении святого. Протоиерей И.И. Кузнецов выделял четыре группы списков Жития. К первой группе относится текст, включающий жизнеописание и сказание о погребении Иоанна без рассказа о посмертных чудесах: Исторический музей, XVII в. В конце этой версии Жития есть помета: «Списано и сложено в самом царствующем граде Москве в лето 7155 (1647) году рукою многогрешнаго простаго монаха, а не ермонаха». В.О. Ключевский полагал, что Житие данного вида составлено на основе рассказов современников Иоанна. Ко второй группе относится список из той же рукописи Исторического музея, который содержит повествование о преставлении, погребении и о посмертных чудесах Иоанна. Списки третьей группы – это краткий вид жизнеописания блаженного, в котором отсутствуют сведения о жизни святого в Ростове: Российский государственный архив древних актов (XVII в.), Исторический музей (XVIII в.), Российская национальная библиотека (XVIII в.), Исторический музей (начало XIX в.), Исторический музей (1834 г.), Исторический музей (XIX в.). В списке Российской национальной библиотеки (Казанская духовная академия) имеется запись: «Покровскаго что на Рву собора священником Михаилом Григорьевым Смольяниновым в лето 7182 (1674) генваря в 5 день». Сведения об Иоанне содержатся также в ряде списков Жития Иринарха Ростовского, которые И.И. Кузнецов отнёс к четвёртой группе житийных текстов, связанных с Иоанном: Исторический музей (XVII в.), Российская государственная библиотека (XVII в.), Российская государственная библиотека (1710 г.). Иоанн родился в Вологде, подвизался в Ростове, Калуге, Москве. В разных списках Жития блаженный назван Московским, Ростовским, Ярославским, Вологодским чудотворцем. О дате рождения и возрасте Иоанна ко времени его кончины у исследователей сведений нет. В Житии говорится, что Иоанн «бысть в лета благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии и сына его благочестиваго же царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии».

 



 
PR-CY.ru