ИРИНАРХ, Илья Акиндинович - Страница 10

На запрестольном кресте из Борисоглебского монастыря (музей-заповедник «Ростовский кремль»), выполненном из дерева и украшенном окладом из серебряных гравированных пластин, живописные изображения конца XVII в. составляют развёрнутую иконографическую программу, связанную с историей обители и её святынь. На обороте средней горизонтальной перекладины написан полуфигурный Деисус с образами князей Бориса и Глеба; на вертикальной части креста – фигуры основателей, преподобных Феодора и Павла. В центре нижнего перекрестия в круге – поясное изображение Иринарха с небольшой окладистой бородой с проседью, персты правой руки сложены в именословном благословении, в левой – свиток. Единоличных икон Иринарха сохранилось сравнительно немного. В местном ряду иконостаса собора Борисоглебского монастыря находится прямоличный ростовой образ Иринарха конца XIX в. (120х82 см), выполненный масляными красками на доске в светотеневой манере. Преподобный представлен в мантии и схиме, с короткой русой бородой, обеими руками держит развёрнутый свиток (надпись: «Внемлите, братия, себе имети чистоту душевную и телесную»); вверху ангелы с Толгской иконой Божьей Матери. В начале XX в. в собрании Ростовского музея церковных древностей хранилась икона с образом Иринарха, предстоящего в молении изображённому слева в облаках Спасителю, а также образ Иринарха на холсте, где позади коленопреклонённого святого, с молитвенно воздетыми к Распятию руками, стоял архангел Михаил. В собрании музея-заповедника «Ростовский кремль» имеются две большие иконы Иринарха, с которыми, очевидно, совершали Иринарховский крестный ход в XIX – начале XX вв. На иконе начала XIX в. (135х77,5 см) Иринарх представлен стоящим прямолично, правая рука раскрыта ладонью возле груди, в левой – развёрнутый свиток. Икона имеет сплошной металлический оклад, изготовленный позднее, открыты только лик и руки, написанные масляными красками c использованием приёмов светотеневой живописи и закрытые сверху слюдой (от дождя во время крестного хода). На другой иконе (середина XIX в., оклад 1876 г.; 127х70 см) Иринарх стоит прямо, в схиме, правая рука прижата к груди, в левой – свиток и чётки, борода короткая. Справа у ног Иринарха – келья, слева – дерево. Этот образ тоже закрыт металлическим окладом с серебряным накладным венцом, на котором имеются клеймо Москвы и клеймо пробирного мастера В. Савинкова с датой 1876 г. Обе иконы вставлены в деревянные рамы, с тыльной стороны обшиты парчовой тканью, на обороте одной из них сохранилась скоба для несения иконы. Согласно монастырской описи 1752 г., в соборе во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба находилось две житийные иконы Иринарха: «...в приделе образ преподобного в житии...», «...у придела над дверьми в стене в киоте образ Иринарха в житии писан на красках...» (Государственный архив Ярославской области). Одна из них сохранилась, датируется концом XVII – началом XVIII вв. (музей-заповедник «Ростовский кремль). Святой представлен в рост в повороте влево, в молитвенном обращении к Иисусу Христу в облачном сегменте, пальцы десницы сложены для крестного знамения, в левой руке – чётки.

 



 
PR-CY.ru