ИРИНАРХ, Илья Акиндинович - Страница 5

Согласно Житию, после освобождения Москвы игумен Борисоглебского монастыря Пётр просил Иринарха ходатайствовать перед князем Д.М. Пожарским об освобождении разорённой Борисоглебской обители от воинских сборов и налогов. Д.М. Пожарский выдал обители грамоту и вернул крест святого. Ростовское предание, записанное Александром Яковлевичем Артыновым, сообщает, что Иринарх отправил в Москву своего племянника, Афанасия Благоверного, с двумя просфорами для князя Д.М. Пожарского и царя Михаила Фёдоровича (Ярославский историко-археологический музей-заповедник). В 1613 г. Иринарх послал благословение и просфору воеводе князя Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому, который освобождал Белозерье и Вологду от «казачьих воровских людей». В 1615 г. царь Михаил Фёдорович дал богатый вклад в Борисоглебский монастырь «игумену Петру да затворнику Иринарху ради трудов его по Бозе» для молитв о находившемся в плену митрополите Филарете – отце царя. В последние годы жизни, при игумене Петре (1612–1616 гг.), подвижник пользовался большим авторитетом в обители. Во «Вкладных и кормовых книгах Борисоглебского монастыря» записано: «Лета 7123(1615) ноября в 4 день дал Леонтий Безрукой вкладу 2 рубли да 3 фунта ладану, и за тот вклад постригли его в монастырь по Елинархову приказу». Иринарх имел учеников, которые подражали его подвигу. Польский ротмистр Кирбицкий, рассказывая Яну Сапеге о посещении Борисоглебского монастыря, сообщил, что нашёл там «трёх старцев скованных». В Месяцеслове келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) перечислены ученики Иринарха: преподобные Пимен Ростовский, Иоаким Шартомский, Дионисий Переяславский, Корнилий Переяславский, Галактион Вологодский (в последнем случае под ученичеством подразумевалось, видимо, следование одной духовной традиции) и не известный исследователям затворник из Георгиевской пустыни на реке Клязьме. «Сии вси един образ имуще: железа тяжкая на себе ношаху и к стене прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы и масла, ни скоромному и мяхких яств не прикасахуся. И житие их Богу единому ведомо. Людие мнози к ним прихождаху, и житие их ублажаху, и ползу от них, сказывают, велию приимаху» (Российская государственная библиотека, середина 1650 гг.). Иринарх преставился в возрасте 68 лет, преподав ученикам последние наставления и обещая заступничество Божьей Матери за обитель. Святой был погребён в пещере, вырытой им справа от входа в собор во имя святых Бориса и Глеба. Погребение совершили игумен Пётр, духовный отец Иринарха иеромонах Тихон, диакон Тит, иноки Александр и Корнилий. В Житии святой назван схимником. Историк церкви Михаил Владимирович Толстой писал о нарукавниках, власянице и схиме Иринарха, хранившихся в Борисоглебском монастыре. Схимником святой изображён в иконописном подлиннике и на иконах. В различных списках Жития Иринарха повествуется о 24 чудесах, совершённых святым: десять прижизненных и 14 посмертных (первое чудо – исцеление Корнилия Переяславского от болезни ног; последнее чудо в рукописи Российской государственной библиотеки – об исцелении бесноватого Петра, жителя села Фантырева Суздальского уезда, датировано 1691 г.

 



 
PR-CY.ru