ИОНА, Иона из Боббио - Страница 8

В городе Тулл (ныне Туль) он встретился с аскетом Ведастом, который по его просьбе исцелил слепого. Вместе с королём Ведаст прибыл в город Ремы (ныне Реймс), где чудесным образом наполнил пустой сосуд вином. После краткого рассказа о епископском рукоположении Ведаста в Житии подробно освещена борьба святого с языческими верованиями и описано его погребение; повествование завершается рассказом о посмертном чуде св. Ведаста – спасении от огня кельи, в которой скончался епископ. По мнению исследователей, Житие св. Ведаста ближе других произведений Ионы стоит к агиографическому шаблону, распространённому в меровингской Галлии: структура памятника традиционна, в изложении автор следует фрагментарным источникам информации, обходит молчанием некоторые периоды жизни святого. Для исследователей очевидно, что основные сведения составитель Жития почерпнул из устной традиции, поэтому жизнь Ведаста представлена в Житии как рассказ о чудесах святого. Лишь описывая битву короля Хлодвига с алеманнами, Иона использовал «Историю франков», хотя Григорий Турский не упоминал о роли св. Ведаста в обращении Хлодвига в христианскую веру. Агиограф попытался облечь отрывочные и легендарные сведения о св. Ведасте в подобающую литературную форму. Житие открывается прологом и завершается описанием чуда св. Ведаста, свидетельствующего о его посмертном покровительстве городу Атребаты. В основной части Жития исследователи выделяют три раздела: жизнь Ведаста до епископского рукоположения (включает описание двух чудес; главная тема – праведная жизнь святого), его деятельность как епископа (включает описание трёх чудес; главная тема – борьба с язычеством), смерть и погребение (включает описание двух чудес); второй и третий разделы связаны общим мотивом покровительства святого городу Атребаты: благодаря чудесному знамению клирики вынуждены исполнить завещание святого и похоронить его вопреки обычаю внутри городских стен. Произведение Ионы оставалось важным памятником агиографической традиции св. Ведаста до рубежа VIII и IX вв., когда по просьбе Радона, аббата монастыря св. Ведаста, Алкуин составил новое Житие, полностью основанное на сочинении Ионы. Житие св. Иоанна составлено Ионой в 659 г. в монастыре Реомай. Оригинальное произведение в неполном виде сохранилось в двух рукописях X и XIV вв. Для реконструкции первоначального текста Б. Круш использовал две переработки Жития, составленные в IX в. В кратком предисловии Иона сообщает об обстоятельствах составления текста. В риторическом прологе Иона рассуждает о духовной пользе, которую приносят примеры деяний святых. После пролога помещено авторское оглавление с кратким описанием содержания 19 глав Жития. Повествуя о жизни св. Иоанна, Иона прибегает к распространённому в раннесредневековой агиографии композиционному приёму, выбирая одно событие (в Житии – обустройство монастыря Реомай) как центральный эпизод биографии.

 



 
PR-CY.ru