ИОНА, Иона из Боббио - Страница 6

Конфликт Колумбана с королём Теодорихом II и королевой Брунхильдой Иона описал как противостояние пророка, возвещающего волю Бога, и грешного правителя. Эта тема получила развитие в других меровингских агиографических сочинениях, где Брунхильду описывали как злобную и коварную ведьму. После смерти Теодориха (613 г.) Брунхильду казнили по приказу короля Нейстрии Хлотаря II, объединившего меровингские королевства. Дети Брунхильды были объявлены преступниками, что позволило Ионе представить в Житии победу Хлотаря II как божественную кару за враждебное отношение к св. Колумбану. Сознательно допуская искажение фактов, агиограф утверждал, что после прибытия в Галлию св. Колумбан был принят королём Австразии Сигибертом I (561–575 гг.), первым мужем Брунхильды, которая якобы организовала его убийство, тогда как в действительности святой был принят королём Хильдебертом II (575–595 гг.), но как сын Брунхильды он был для Ионы нежелательным персонажем. Иона умолчал о покровительстве св. Колумбану королевы Брунхильды и её детей до конфликта с королём. Напротив, Хлотарь II в Житии представлен как друг св. Колумбана, который удостоился благословения святого. Стремясь описать не только жизнь св. Колумбана, но и историю основанных им монастырей, Иона придал сочинению изысканную форму диптиха. Литературным образцом для него послужило, как полагают исследователи, составленное Венанцием Фортунатом Житие Илария Пиктавийского, где первая книга посвящена жизни святого, вторая – его посмертным чудесам. Иона не описывал посмертные чудеса св. Колумбана, а заменил их рассказом о подвигах его учеников. Помнению исследователей, на композиционные особенности произведения оказали влияние также Житие Юрских отцов, имеющее форму триптиха (около 520 г.), и «Диалоги» Григория Великого (Двоеслова). По мнению И. Вуда, Иона был знаком с вьеннской версией Мученичества св. Дезидерия, в которой Брунхильда осуждалась как «новая Иезавель». В Житии св. Колумбана Иона широко использовал стилистические возможности риторического языка. Многие персонажи снабжены развёрнутыми характеристиками стереотипного содержания (например, о папе Гонории I – «...достопочтенный предстоятель Гонорий обладал острым умом, был в высшей степени благоразумен и известен образованностью, славился приятностью и смирением…»), которые А. Леклерк сравнил с литургическими текстами. Однако некоторые эпизоды, в основном, имеющие автобиографический характер (подготовка Атталы к смерти, болезнь Бертульфа), насыщены психологизмом и выдержаны в реалистической манере. Отдельными штрихами Иона тонко обрисовал портрет св. Колумбана – вспыльчивого и требовательного человека, который не останавливается ни перед какими препятствиями (уход Колумбана из дома, ссоры с королём и изгнание из Луксовия, трапеза в Туре). По мнению И. Вуда, Житие было адресовано, прежде всего, насельникам монастырей, принадлежавших к традиции св. Колумбана.

 



 
PR-CY.ru