ИОНА, Иона из Боббио - Страница 3

В соответствии с традицией в прологах к Житиям Иона прибегает к «плетению словес», демонстрируя таким образом уровень своих риторических способностей. Б. Круш, видевший в творчестве Ионы сильное влияние ирландской книжной культуры, с этой точки зрения рассматривал малопонятный для необразованной аудитории, но не вполне соответствовавший классической норме язык Ионы в Житии св. Колумбана. По мнению исследователя, агиограф одним из первых начал создавать произведения на «искусственном» языке, далёком от разговорной латыни, эволюционировавшей в романский язык. Житие св. Колумбана, составленное Ионой, по мнению исследователей, – одно из самых объёмных и содержательных агиографических произведений раннего Средневековья. Житие имеет двухчастную структуру: в первой книге излагается жизнеописание св. Колумбана, во второй описываются деяния его учеников и преемников. Каждая из книг имеет особую внутреннюю структуру, которая усложняется во второй книге, составленной из повествований об учениках св. Колумбана и основанных ими монашеских общинах. Житие открывается посвящением Вальдеберту, аббату монастыря Луксовий, и Боболену, аббату монастыря Бобий, настоятелям двух главных обителей, которые придерживались традиции св. Колумбана, и общим прологом (prologus), где Иона излагает обстоятельства, которые побудили его приступить к составлению Жития, объясняет структуру произведения и предлагает аббатам Вальдеберту и Боболену проверить текст для последующего распространения Жития в качестве «официальной» версии жизнеописания св. Колумбана и его учеников. В кратком предисловии (praefatio) к первой книге перечислены авторы тех агиографических сочинений, на которые Иона ориентировался в своей работе и которые считал образцовыми, – Афанасий Александрийский (Житие св. Антония), Иероним Стридонский (Жития святых Павла и Илариона), Постумиан, Север и Галл («Диалоги» Сульпиция Севера). Перечисление Житий основателей монашества должно было напомнить о роли св. Колумбана в возрождении монашеской жизни на латинском Западе. Повествование о рождении св. Колумбана предварено гимном в честь святого (автором гимна, как полагают исследователи, был не Иона). Жизнеописание св. Колумбана построено по хронологическому принципу; основными вехами являются вступление св. Колумбана в монастырь Беннхор (см. Бангор) и его отъезд в Галлию; встреча святого с королём Австразии Хильдебертом II и основание монастыря Анаграты (Анегре, близ современного селения Ла-Вуавр, департамент Верхняя Сона, Франция); основание св. Колумбаном монастыря Луксовий и случившиеся в аббатстве чудеса; ссора св. Колумбана с королём Бургундии Теодорихом II (595–613 гг.) и его бабкой Брунхильдой; попытка короля отправить святого обратно в Ирландию; встреча св. Колумбана с королём Нейстрии Хлотарем II и путешествие по Рейну и через Альпийские горы в Италию (здесь в пространном отступлении Иона сообщает о гибели Теодориха II и о торжестве Хлотаря II, объединившего всю Галлию под своей властью). В заключительной главе рассказывается о встрече св. Колумбана с королём лангобардов Агилульфом (591–616 гг.), об основании монастыря Бобий и о кончине святого.

 



 
PR-CY.ru