ИОНА, Иона из Боббио - Страница 7

Однако А. О'Хара указал на тесные связи колумбановых обителей с королями, аристократией и высшей иерархией, которые оказывали монахам покровительство. Исследователь полагает, что Житие, составленное Ионой, должно было подчеркнуть эти связи в эпоху политической нестабильности, последовавшей за кончиной короля Дагоберта I и воцарением малолетнего Хлодвига II (639–657 гг.). Исследователи отмечают, что Житие св. Колумбана оказало влияние на житийную литературу меровингской эпохи и, главным образом, на монашескую агиографию. В Житии св. Германа, аббата монастыря Грандис-Валлис, составленном около 675 г. Боболеном, исследователи отмечают ряд дословных заимствований из произведения Ионы, в том числе пролог. В составленном около 676 г. Мученичестве Прейекта, епископа Арвернов (ныне Клермон-Ферран), содержится похвальный отзыв о «красноречивом муже Ионе, который на нашей памяти искусно составил Житие блаженного Колумбана и его учеников Атталы, Евстасия и Бертульфа». В Житии св. Садальберги, последовательницы св. Колумбана (составлено около 680 г.), также упоминается о Житии св. Колумбана, «ценою упорного труда созданном красноречивейшим мужем Ионой». Заимствовав из сочинения Ионы сведения о св. Колумбане и его учениках, составитель Жития св. Садальберги исправил неточности, допущенные Ионой (например, упомянул о прибытии Колумбана в Галлию при Хильдеберте II и о покровительстве, которое оказывал святому король Теодорих II). Подобные исправления содержатся также в некоторых рукописях Жития св. Колумбана. О знакомстве составителя с творчеством Ионы свидетельствует ряд эпизодов из Жития св. Вандрегизила, основателя монастыря Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий; составлено около 700 г.). После видения, в котором аббатство Бобий было представлено как идеальное, Вандрегизил решил стать аскетом, посетил обитель и намеревался отплыть в Ирландию. Исследователи отмечают, что сведения из Жития св. Колумбана легли в основу повествования о его ссоре с королём Теодорихом в Хронике Псевдо-Фредегария (около 660 г.), автор которой также враждебно относился к Брунхильде и её детям. По мнению И. Вуда, с Житием св. Колумбана были знакомы также англосаксонские авторы VIII в. – Беда Достопочтенный и Эддий Стефан. Житие св. Ведаста сохранилось в рукописях как анонимное произведение. Помимо Б. Круша дополнительные доказательства авторства Ионы привёл Г. Кюрт. Исследователи предполагают, что Житие было написано около 640 г., во время пребывания Ионы в монастыре Эльнон, по просьбе клириков из города Атребаты (ныне Аррас) – центра почитания св. Ведаста. Житие открывается кратким риторическим прологом, где Иона рассуждает о пользе описания деяний святых. В конце пролога агиограф обещает последовательно описать жизнь Ведаста от рождения до смерти, однако, по мнению исследователей, содержание Жития мало соответствует заявленному намерению. Повествование начинается с рассказа о битве короля Хлодвига с алеманнами (заимствован из «Истории франков» Григория Турского). Возвратившись после битвы, Хлодвиг собирался принять крещение.

 



 
PR-CY.ru