ИОНА, Иона из Боббио - Страница 5

По свидетельству Ионы, после устранения поводов для разногласий влияние монастырей, основанных св. Колумбаном, значительно возросло, при содействии галльских епископов были основаны новые обители. Таким образом, агиографу надлежало не только рассказать о святости Колумбана и благих последствиях его деятельности, но и изложить историю основанных им монастырей, умолчав о том, что его преемники были вынуждены пойти на разрыв с традициями, введёнными основателем, а также скрыть сведения о конфликтах между св. Колумбаном и церковными иерархами в Галлии, многие из них были ещё живы ко времени составления Жития. По мнению Ионы, величие св. Колумбана состояло ещё и в том, что он действовал якобы в обстановке религиозного спада: к концу VI в. западное монашество пришло в упадок и было восстановлено лишь благодаря усилиям св. Колумбана и его учеников. В подтверждение этой мысли Иона приводит, например, рассказ о том, как Аттала, недовольный упадком подвижничества в Леринском монастыре, уходит к св. Колумбану в Луксовий. Стремясь подчеркнуть то, что преемники Колумбана бережно сохраняли введённый им устав, Иона включил в Житие ряд мотивов из произведений святого. Агиограф подчеркнул важность таких добродетелей, как смирение, послушание и единомыслие. Ряд эпизодов иллюстрирует тему послушания, о важности этой добродетели говорится в Уставе св. Колумбана. Рассказы о случаях, когда среди братии отсутствовало послушание, неизбежно завершаются упоминаниями о божественном наказании согрешивших. Во второй книге Иона рассказал о конфликтах внутри монашеских общин (волнения монахов аббатства Бобий, дело Агрестия, побег монахинь из монастыря Эбориак), однако представил их как частные и не связанные друг с другом эпизоды. Дело Агрестия в Житии описано как смута, учинённая непокорным монахом-еретиком. Для дискредитации Агрестия Иона сопоставил его с Каином и с Иудой, а также привлёк отрицательный образ Брикция из «Диалогов» Сульпиция Севера. По мнению исследователей, в действительности речь шла о разных способах интерпретации наследия св. Колумбана. Агрестий, как и св. Колумбан, симпатизировал аквилейской схизме. Против Евстасия на стороне Агрестия в этом конфликте выступили Ромарик и Амат, настоятели монастыря Хабенд (ныне Ремирмон), но, поскольку Ромарика и Амата очернить было трудно, Иона предположил, что они были введены в заблуждение Агрестием. Примирение сторон стало возможным только после кончины Агрестия и после Матисконского собора. Доведя повествование до современной ему эпохи, Иона продемонстрировал благополучное разрешение конфликтов, связанных с наследием св. Колумбана, однако умолчал о том, каким образом согласие было достигнуто. В изложении событий Иона скрыл действительные причины разногласий и представил оппонентов Евстасия упорными схизматиками. Подвергнув образ св. Колумбана сильной агиографической стилизации, Иона выделил четыре аспекта деятельности святого: наставник монахов, «пророк», защитник православия и миссионер. Упоминание в прологе «столпов Церквей» (Илария Пиктавийского, Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного) должно было подчеркнуть твёрдость Колумбана в исповедании православной веры.

 



 
PR-CY.ru