ИОАСАФ, Горленко Иоаким Андреевич - Страница 8

Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тыс. паломников, для размещения которых в окрестностях города выстроили шесть деревянных бараков на 10 тыс. человек каждый, разбили более 2 тыс. палаток. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 декабря 1911 г. своим присутствием почтил память Иоасафа император Николай II с семьёй. Ещё в 1881 г. епископ Курский и Белгородский Ефрем (Рязанов) учредил стипендию имени Иоасафа для поддержки одарённых воспитанников семинарии. В 1912 г. в Санкт-Петербурге было учреждено Всероссийское братство святителя Иоасафа под председательством адмирала Дмитрия Сергеевича Арсеньева (затем его сменил генерал от инфантерии Леонид Константинович Артамонов), товарищами председателя были Н.Д. Жевахов и протоиерей Александр Маляревский. На одном из собраний братство предложило отметить памятным знаком место, на котором Иоасаф, уезжая в мае 1754 г. из Белгорода, по преданию, совершил последнюю остановку, осенив город архипастырским благословением. Почётный гражданин Белгорода Г.В. Булгаков и настоятель белгородского Успенско-Николаевского собора протоиерей Порфирий Амфитеатров приблизительно определили это место у подножия Харьковской (Тавровской) горы. При участии Белгородского епископа Никодима (Кононова) 5 июля 1915 г. состоялось открытие памятника, который представлял собой деревянный крест, установленный на кирпичном конусообразном постаменте. На лицевой стороне креста, обращённой к городу, находилось изображение распятия, под ним, на постаменте, – поясное изображение Иоасафа. На противоположной стороне креста помещались образы Николая (Николая Ратного), Афанасия III Пателлария и Иоасафа. В советское время памятник был уничтожен. 25 августа 1920 г. Народный комиссариат юстиции принял решение о ликвидации мощей в России. По постановлению пятого Белгородского съезда Советов 1 декабря того же года состоялось вскрытие раки Иоасафа, сопровождавшееся кощунственным «анатомическим исследованием» мощей. Сохранились «Протокол вскрытия...», специально отпечатанный во второй типографии Белгорода, и «Акт вскрытия...», опубликованный 10 декабря в газете «Курская правда». В конце декабря 1920 г. останки, находившиеся, как отметила специальная комиссия, «в стадии мумификации», были переданы для экспонирования в Музей Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, находившийся в Москве. К середине 1930 гг. мощи были переданы в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе в Ленинграде. Там они иногда выставлялись в северном приделе, напротив могилы Михаила Илларионовича Кутузова. Поскольку демонстрация мощей вызывала приток верующих в музей, от их показа отказались и поместили их в подвал.

 



 
PR-CY.ru