ИОАСАФ, Горленко Иоаким Андреевич - Страница 6

Тело усопшего святителя привезли в Белгород. В описи библиотеки, оставшейся после смерти Иоасафа, значатся как духовные, так и светские сочинения («Краткое руководство к познанию простых и сложных машин», «Книга кунштовая архитектурная», «Книжка к математической и натуральной географии»). После кончины Иоасафа среди его келейного имущества было обнаружено лишь 7 руб., 3 червонных и 9 талеров. Для торжественного погребения и поминовения этих средств было недостаточно, и Синод 15 января 1755 г. распорядился выделить до 300 руб. Назначенный Синодом для отпевания Переяславский епископ Иоанн (Козлович) из-за разлива рек смог прибыть в Белгород только в феврале того же года. 23 февраля 1755 г. состоялось погребение святителя в склепе у Троицкого собора. По инициативе брата Иоасафа полковника А.А. Горленко распоряжением Синода от 8 июля 1755 г. над склепом была освящена придельная церковь. Через несколько лет духовенство Троицкого собора открыло вход в склеп и удостоверилось в нетленности останков подвижника. С середины XVIII в. место упокоения Иоасафа стали посещать паломники, верующие из Белгородской епархии и других регионов. Количество богомольцев было столь велико, что в марте 1791 г. Курский  епископ Феоктист (Мочульский) был вынужден на некоторое время ограничить доступ желающих в склеп, закрыв его на замок и опечатав вход в усыпальницу. Однако после чудесного явления епископу Иоасафа («Что ты меня гонишь?») доступ к склепу с мощами был вновь открыт. После перевода в 1833 г. архиерейской кафедры в Курск архиепископ Илиодор (Чистяков) и его преемники «совершенно закрыли мощи святителя Иоасафа, облекли их поверх одежд в глухой саван». Несмотря на «охранительные» меры, свидетельства многочисленных чудес и исцелений, связанных с Иоасафом, распространялись по России. Например, в 1905 г. белгородская мещанка католического исповедания Анна Иосифовна Резок, узнавшая об Иоасафе из сонного видения, после молитвы у его мощей получила исцеление от 30-летних мучительных головных болей. Посещавшие Белгород в октябре 1817 г. император Александр I и в сентябре 1832 г. император Николай I поклонялись мощам святителя. Император Николай II, прибывший в Белгород для напутствия пятой батареи 31-й артиллерийской бригады, отправлявшейся на фронт во время Русско-японской войны, 4 мая 1904 г. долго молился перед гробом Иоасафа. Материалы к канонизации и ходатайства о причислении Иоасафа к лику святителей готовили многие архиереи и клирики Белгородской (начиная с 1820 гг. – Курской) епархии. Пребывавший в 1872–1876 гг. в белгородском Троицком монастыре на покое архиепископ Варлаам (Успенский) составил жизнеописание Иоасафа, в 1874 г. отправил в Синод необходимые материалы к его канонизации. Однако Синод оставил ходатайство без удовлетворения как «не заключающее в себе никаких новых обстоятельств».

 



 
PR-CY.ru