ИОАНН КАНТАКУЗИН - Страница 27

Фаворский свет есть энергия Божия. Энергия понимается Иоанном Кантакузином в духе Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Кипрского и Григория Паламы как «активное и сущностное движение природы». Благодаря соединению с энергией Божьей ангелу или человеку возможно достичь обожения: «Таковая энергия способна обожить обоживаемого». Праведные люди обоживаются и становятся святыми благодаря снисхождению Святого Духа, восприятию осияний Божьих, образом чего являются горящее дерево или раскалённое железо (сотериологическое употребление христологической аналогии). Как множественность лучей не нарушает единства солнца, так и множество энергий не ставит под угрозу простоту сущности Божьей. Проблема единства и множественности энергий решается Иоанном Кантакузином традиционно для последователей Григория Паламы образом: с одной стороны, лишь одна из Божественных энергий есть «та, что обоживает и освящает ангелов и человеков»; с другой – энергия Божия «сама по себе едина и неделима, подразделяется же она сообразно с достоинством восприемников». В этом Иоанн Кантакузин следует томосу Собора 1351 г.: «(Сущность и энергия) различаются между собой… тем, что Божественная энергия причаствуется и подразделяется неразделимо…». Энергия, согласно Иоанну Кантакузину, есть причастие и причастия, а причастие есть отношение, как, например, мышление есть отношение мыслящего и мыслимого, а видение – отношение видимого и видящего. Так и праведные будут просвещены через причастие Свету Божию. В данном случае Иоанн Кантакузин воспроизводит одно из общих мест средневекового христианизированного аристотелизма. Содержание писем «Диспута с латинским патриархом (Константинополя) Павлом» свидетельствует о некотором изменении воззрений Иоанна Кантакузина в вопросе о природе Фаворского света и об энергии Божьей. Он даёт типологию воззрений антипаламитов на природу Фаворского света. Вопреки некоторым из них (намёк на Никифора Григору) между Богом и тварью нет ничего промежуточного, поскольку Бог всё исполняет по сущности и энергии. Бог познаётся из природных свойств, сущих окрест Него, однако имя Божество приложимо к сущности и энергии, хотя подобает больше энергии. Сущность в Боге – причина, а энергия – следствие. Энергия существует в сущности Божьей. Содержание пятого письма Иоанна Кантакузина раскрывается в восьми тезисах о нетварности Фаворского света. Это письмо представляет собой развёрнутый богословский трактат.

 



 
PR-CY.ru