ИОАНН КАНТАКУЗИН - Страница 23

Переговоры Иоанна Кантакузина с легатом Павлом об унии состоялись во Влахернском дворце при участии Иоанна V, его детей, высших сановников и духовенства. Иоанн Кантакузин настаивал на том, что вопрос об унии может быть канонически решён только путём созыва Вселенского собора, «на который собрались бы в Константинополь архиереи, находящиеся под властью вселенского патриарха», как греческие, так и из других православных стран: митрополит России «с несколькими его епископами», митрополиты Трапезунда, Алании, Зихии (область в Северном Причерноморье, в районе Абхазии), патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима, католикос Иверии, патриарх Тырнова (Болгария) и архиепископ Сербии, а также представители папы, по древнему порядку и обыкновению. В противном случае начнётся ещё худший раскол между церквами, ведь уже сейчас, отмечал он, латиняне перекрещивают тех, кто обращаются из православия; но второго крещения нет, поэтому таковые люди утрачивают церковь и Бога. Вместе с тем нет ничего хуже раскола, поскольку «тот, кто хочет расколоть Церковь, раскалывает само Тело Господне и сам есть распявший Господа и пронзивший Его бок копием». В этом отношении Иоанн Кантакузин продолжает основную линию святоотеческой экклезиологии, начиная с мужей апостольских, апологетов, Иринея Лионского и Киприана Карфагенского, на рубеже XIII и XIV вв. представленную, в частности, двумя Словами против арсенитов Феолипта Филадельфийского. Иоанн Кантакузин стремится не допустить повторения того, что произошло при тирании Михаила VIII Палеолога. В ответ Павел сравнивает Иоанна Кантакузина с вертелом, на котором все висят, подобно кускам мяса. Иоанн Кантакузин указывает, что православная церковь не зависит от светских владык, и в последние годы трижды собирались поместные Cоборы (т.е. паламитские Cоборы 1341, 1347 и 1351 гг.). Он иронично заявляет о готовности ради воссоединения церквей пешком отправиться к папе и поцеловать не только его «ногу», но и «землю, по которой тот ходит». В ответ на обещание военной помощи и даров (легат говорит о том, что папа подарит императору своё кольцо) в случае исполнения «справедливой и благой» воли папы Иоанн Кантакузин выражает сомнение в пользе такого шага: если папа будет придерживаться истинных догматов, «мы сами по себе примем их без какой бы то ни было помощи и даров». Иоанн Кантакузин выражает надежду, что предстоящий Собор будет подобен древним Вселенским соборам. В результате переговоров стороны договорились, что Собор состоится в Константинополе между началом июня 1367 г. и концом мая 1369 г. Патриарх Филофей тут же разослал приглашения на этот Собор, которому не суждено было состояться ввиду отрицательного отношения папы Урбана V к идее Собора.

 



 
PR-CY.ru