ИОАНН КАНТАКУЗИН - Страница 24

VII. Письмо епископу Иоанну на Кипр написано в 1371 г., содержит краткую историческую справку о развитии антипаламитской ереси и борьбы с нею православной церкви, а также перечисление 19 тезисов, в которых антипаламиты обвиняют исихастов. Ряд тезисов этого письма изданы и переведены на латинский язык М. Жюжи. Адресат – «епископ Карпасии, проэдр Констанции и Амохоста (т.е. Фамагусты)». Рассказ о деятельности Варлаама и его осуждении на июньском Соборе 1341 г. по сравнению с «Томосом…» более краток. Подчёркивается центральная роль Акиндина в догматической борьбе еретиков против православной церкви в 1341–1347 гг. Из поздних антипаламитов упоминаются епископ Арсений Тирский и монах Анфим Калива. Антипаламиты называют православных политеистами за учение о нетварности как сущности, так и энергии Божьей (тезисы 8 и 9 сближают учение об энергиях, по сути, с гностическим учением об эонах как полубогах). Тело Господне, преподаваемое в евхаристии, будто бы освятило низшее бессущностное Божество, а не то Божество, которое освятило Тело Христа на Кресте (тезис 15). Бог-Слово родился от Пресвятой Девы сверхъестественно, а не по закону естества, как клевещут антипаламиты (тезис 16). Некоторая дискуссионность сохраняется в ответе Иоанна Кантакузина на шестой тезис (антипаламиты обвиняют православных в учении о том, что природная энергия Божия видима). Иоанн Кантакузин отвечает, что природная энергия «сама по себе ничего не представляет», т.е. она невидима и неотличима от сущности Божией, – тем самым вступая в противоречие с учением Григория Паламы, изложенным в «Триадах». Исследователи утверждают, что к рубежу 1360 и 1370 гг. Иоанн Кантакузин пытается произвести в вопросе об энергии некоторую умеренную (а согласно М. Жюжи, радикальную) ревизию паламизма в сторону придания учению большей консервативности. VIII. «Против Исаака Аргира о семи духах». Трактат сохранился в четырёх рукописях. Дж. Меркати опубликовал пролог трактата по рукописи. Судя по тому, что в надписании трактата нет привычного для поздних работ Иоанна Кантакузина добавления «в божественном и монашеском образе переименованного в Иоасафа монаха», согласно Дж. Меркати, трактат был создан до отречения Иоанна Кантакузина, т.е. в 1347–1354 гг. Ученик Никифора Григоры Исаак Аргир упрекал Иоанна Кантакузина в том, что тот считал семь духов, упоминаемых Исаией (Ис. 11:2), нетварными. Причаствуя этой благодати, праведные люди и ангелы непосредственно приобщаются Богу. Как можно учить в Боге о высшем и низшем, о чём-то, чем Бог обладает, и о Самом Боге как обладающем? – вопрошал Аргир.

 



 
PR-CY.ru