ИОАНН КАНТАКУЗИН - Страница 22

Однако мысль о том, что и различение между сущностью и энергией реально существует в Боге (ср. у Нила: «...Сущность и энергия нетождественны друг другу; но различение между ними мысленное, а единство – реальное и нераздельное». Воля Божья также является Его энергией, иначе творения были бы единосущны и совечны Творцу. Волящим началом в Боге выступает Его сущность, воление – энергия Божья, а творения суть произведения энергии. В завершение «Опровержения» Иоанн Кантакузин, призывая оппонента к филологической и догматической точности, перечисляет богословские авторитеты, особо выделяя послания Василия Великого и «Диспут с Пирром» Максима Исповедника. Исследователи находят примечательным, что этот же трактат давал читать для вразумления Прохору Кидонису и Константинопольский патриарх Филофей Коккин. V. «Диспут с латинским патриархом (Константинополя) Павлом» в семи письмах. Павел Калабрийский, с 1366 г. – титулярный католический патриарх Константинопольский и представитель папы Урбана V, в 1367 г. принимал участие в переговорах с Иоанном Кантакузином по вопросу о созыве Вселенского собора; результаты переговоров отразились в написанной Иоанном Кантакузином «Беседе с легатом Павлом». Возвратившись в Константинополь в сентябре 1368 г. после посольства в Италию, Павел осведомился у Иоанна Кантакузина, верно ли то, что говорят антипаламиты о православных, или нет. В ответ Иоанн Кантакузин, как он пишет в предисловии, пригласил Павла во дворец, где в ходе долгих бесед раскрыл ему глаза на ошибочность догматических воззрений антипаламитов, а также на применявшиеся ими приёмы борьбы с противниками (например, порчу святоотеческих текстов). Это произошло уже после написания двух «Опровержений». Первое письмо Иоанна Кантакузина было послано Павлу с доверенным нотарием, после чего антипаламиты распустили слух, будто Иоанн Кантакузин вовсе не паламит, но лишь притворяется паламитом, чтобы привлечь Павла на свою сторону. Иоанн Кантакузин опровергает эти обвинения во втором письме. Тем временем Павел пишет письмо Иоанну Кантакузину, задавая два главных вопроса: тождественно ли в Боге обладающее и обладаемое? всё ли различающееся в реальности различается и в мышлении. На это письмо и на очередные слухи Иоанн Кантакузин отвечает в третьем письме. Четвёртое и пятое письма представляют собой развёрнутые трактаты о природе Фаворского света и о его созерцании преображенными очами. Исследователи полагают, что Павел, так и не получив четвёртого письма (оно по разным причинам могло быть не отправлено), написал второе письмо, на которое Иоанн Кантакузин ответил пятым письмом. Таким образом, письма 4 и 5 перекликаются друг с другом, о чём говорят повторяющиеся длинные цитаты в обоих письмах, например, из гомилии «На Преображение Господне» Иоанна Дамаскина. VI. «Беседа с легатом Павлом».

 



 
PR-CY.ru