ИОАНН КАНТАКУЗИН - Страница 25

Иоанн Кантакузин взялся письменно ответить на эти вопросы, не привнося в ответ ничего своего, но опираясь на пророков, апостолов и учителей церкви. Из опубликованного пролога трактата исследователям становится ясно, что семь духов Иоанн Кантакузин понимал как семь Божественных энергий. Такое понимание восходит к идеям Максима Исповедника, который, в свою очередь, опирался на 1 Кор. 12:13; Рим. 12:6–8, а также на творения святителей Григория Богослова и Кирилла Александрийского. Трактат «О Фаворском свете» (из не опубликованных) обращён к Раулю Палеологу (по мнению исследователей, родственнику Мануила II (около 1391 – 1425 г.); исследователи не исключают, что адресат тождествен Мануилу Раулю, пославшему Иоанну Кантакузину три письма в 1355–1362 гг.). Исследователи считают весьма вероятным, что Рауль передал трактат Иоанна Кантакузина Исааку Аргиру, который написал на него опровержение. На это указывает расположение двух трактатов Иоанна Кантакузина («Против Исаака Аргира...» и «О Фаворском свете») в рукописи. Трактаты Иоанна Кантакузина свидетельствуют о достаточно глубоком знании автором паламитской традиции, так что М. Жюжи назвал его «theologiae palamiticae studiosissimus», т.е. «прилежнейший в паламитском богословии». Для Иоанна Кантакузина характерно стремление к популяризации паламитского учения; он пытался донести содержание этого учения до возможно большего количества думающих людей в церкви (отсюда и широкое распространение «Опровержений» Прохора Кидониса). Вместе с тем не меньшую угрозу православию в идущей к краху Византийской империи XIV в. он видел в исламе и иудаизме. В центре миросозерцания Иоанна Кантакузина – Христос; христология занимает значительное место в его произведениях. Также он излагает основы триадологии, ангелологии и аскетики. Достаточно высокий уровень имеет у него духовная и типологическая экзегеза Священного Писания. Развитие учения о Фаворском свете в сторону большего консерватизма следует из сопоставления «Опровержений» Прохора Кидониса и переписки с легатом Павлом. В целом же трактаты Иоанна Кантакузина, по мнению исследователей, написаны в духе верности Священному Писанию и Преданию православной церкви. Его мнения и идеи в подавляющем большинстве случаев согласны с Преданием. Написанные простым и доступным языком, сочинения Иоанна Кантакузина сыграли большую роль в многосторонней апологетике православия перед лицом внешних и внутренних угроз. В первом «Опровержении» антипаламитские воззрения на природу Фаворского света Иоанн Кантакузин передаёт с помощью понятий «тварь», «завеса», «призрак».

 



 
PR-CY.ru