ИОАНН КАНТАКУЗИН - Страница 26

Все три термина встречаются в томосе Константинопольского собора 1351 г. С православной же точки зрения этот Свет – нетварный и божественный, «безначальное Царство Божие, естественная светлость Божия и вневременный луч Божества» (ср. выписки из гомилии «На Преображение Господне» Иоанна Дамаскина в завершающем трактат флорилегии; Божествo и природное свойство Святой Троицы, «вневременная слава Божия, предвечный Свет и естественный луч Божий», поэтому те, кто стараются объявить Фаворский свет тварью, считают тварью и Сына Божия). Наименование «луч» означает, что этот Свет не порождение самого себя, и не сущность Божия (как утверждал Прохор Кидонис), и не ангел, но исхождение сущности. Фаворский свет не есть свет, исходящий от воспринятого Христом тела Адама, т.е. человеческой природы без греха. В сходном учении антипаламит Исаак Аргир обвинял упомянутого Иоанном Кантакузином в данном «Опровержении» Феодора Дексия, ученика Никифора Григоры. Вместе с тем сам Аргир разделял учение о том, что Фаворский свет – это «та первообразная и природная красота, с которой был создан Богом первый человек» (исследователи полагают, что Иоанн Кантакузин имел в виду Прохора и Дексия, но не исключают, что и Аргира). Фаворский свет – Свет ипостаси Христа, ставший Светом Тела Господня благодаря единству Ипостаси Богочеловека. Господь прославил и просветил Своё Тело с момента зачатия и воплощения, но умерял лучи этого Света, приоткрыв их лишь в момент Преображения. После Второго пришествия Христос не будет скрывать этот предвечный Свет и явится во всём его великолепии, когда праведные, достигнув состояния преображённой телесности, отбросят нынешнюю дебелость плоти. Понимание Преображения как указания на прославленное состояние Христа и праведных после Второго пришествия типично для Оригена и святоотеческой литературы. Наименование «свет» для Фаворского света условно, «поскольку нет предмета или имени светлее этого имени» и поскольку Он был увиден в своей всецелости блаженными, т.е. просвещёнными Святым Духом, очами апостолов; чтo же Он на самом деле, не знает никто. Он непостижим как свойство естества Божия. Апостолы постигли этот Свет благодаря Божественному откровению, непостижимым образом соединившись с ним и преобразившись в «божественном экстазе». Для отверзания духовных очей подобает измениться божественным изменением. Благодать дарует «некое божественное чувство, превосходящее телесные и душевные чувства».

 



 
PR-CY.ru