ГОМИЛЕТИКА - Страница 20

В «Пастырском правиле» под образом библейской лестницы Иакова (Быт. 28:10–17) святитель обозначает всю совокупность предметов проповедничества. Основываясь на земле, лестница восходит к престолу Божьему. На земле лежит спящий человек со своими немощами и беспомощностью, на верху лестницы – Господь, а по лестнице восходят и нисходят ангелы Божьи. Церковные проповедники, взирая на этот образ, должны излагать учение о Боге и Его отношении к миру, о бесплотных силах, соединяющих мир земной с миром небесным, о человеке, со всей полнотой его духовных запросов и нужд земных. Отличительная черта бесед самого Григория Двоеслова – аллегория и символизм, использовавшиеся обычно при толковании Священного Писания Ветхого Завета, но в дальнейшем распространявшиеся на раскрытие смысла и небиблейских вещей и сочинений. В Византии основным пособием для гомилетического образования являлись творения отцов и учителей церкви. Руководственное значение в проповедническом служении имели также канонические правила, выработанные Вселенскими и Поместными соборами. Трулльский Собор 19-м правилом предписывает предстоятелям церквей произносить слова назидания для клира и народа во всякое время, особенно в воскресные дни. Здесь же говорится о необходимости извлекать суждения из Священного Писания и не преступать предания богоносных отцов. Эти положения были закреплены седьмым Вселенским собором (правило 2). Следующим фактором, определившим состояние церковного проповедничества, явилась византийская система образования. Большинство православных пастырей получали основательную общую и специальную богословскую подготовку. Обучались будущие пастыри-проповедники в обычных учебных заведениях. Процесс их подготовки состоял из нескольких этапов: тривиума, квадриума, затем метафизики и в завершение – богословия, именовавшегося, по Аристотелю, первой философией. Обучение дисциплинам, предшествующим богословию, рассматривалось как подготовительный этап к познанию истин, заключённых в Божественном Откровении. Указанной системы образования в Византии придерживались в течение многих веков. В XI в. императором Алексеем I Комнином в Константинополе при патриархии была основана Патриаршая академия. Программа обучения в этом духовном учебном заведении была сосредоточена на библейской экзегезе. Наряду с этим преподавались риторика и другие светские науки: велись занятия по предметам квадриума, а также по механике, оптике, медицине и философии. Кроме высших и средних учебных заведений существовали учебные заведения более узкого профиля. К ним относятся школы, где основными дисциплинами были грамматика и риторика, школы так называемого грамматико-риторического направления; имелись также школы при храмах. Именно в византийских школах получали образование и необходимую подготовку пастыри-проповедники. Их знание Библии, христианской догматики и нравоучения, творений отцов церкви свидетельствует о качестве воспитания и образования в этих школах. Решающее значение для проповеди имело знание пастырями святоотеческих творений и риторики. Из святоотеческих творений они усваивали не только гомилетические наставления, но и выбор предметов проповеди, способы изложения.

 



 
PR-CY.ru