ГОМИЛЕТИКА - Страница 16

Наставления Спасителя и св. апостолов относительно проповеднического служения были основным руководством для проповедников церкви в течение первых веков христианства. В эту эпоху вера пастырей была настолько сильной, благодатные дарования настолько обильны, что благовестники слова Божьего не нуждались в какой-либо подготовке гомилетического характера. Благодатное вдохновение было лучшим помощником пастыря в деле благовестия истины Христовой. Ориген осуществил новый подход к проповедничеству: он учил, что христианскому проповеднику кроме вдохновения необходим труд и предварительная подготовка как в деле церковного учительства вообще, так и в приготовлении каждой проповеди. Являясь наставником Александрийской, а затем Кесарийской богословских школ, он в проповедническом служении требовал от своих учеников (будущих церковных учителей и проповедников) тщательного труда, применения всех знаний, широты образования. В проповедь проникают элементы искусственности, которые затем преобразуют живую пастырскую беседу в формы церковного красноречия. Подход Оригена к проповедничеству прямо связан с системой образования, практиковавшейся в его школе. Он считал необходимым всестороннее изучение светских наук с целью применения их к задачам христианского богословия. Этот метод дал замечательные плоды: лучшие из учеников Оригена (епископ Неокесарийский Григорий Чудотворец, епископ Александрийский священномученик Дионисий и др.) путём критического изучения языческих наук (в частности философии) свободно и сознательно пришли к убеждению в неизмеримом превосходстве христианства перед языческими мировоззрениями. Это был знаменательный факт, свидетельствовавший о том, что христианство своей внутренней силой одержало не только нравственную, но и научную победу над языческим миром. Среди наук, изучаемых в школе Оригена, особенно выделяется риторика – наука об ораторском искусстве. Знания и навыки, приобретённые при занятиях этой наукой, безусловно влияли на внешний характер церковной проповеди, однако это влияние нельзя понимать как следование началам ораторского искусства. Проповедь патристического периода – прежде всего, продукт личного творчества проповедников; она представляет начало самобытного собственно христианского ораторства со своеобразными формами речи, приёмами построения и изложения. В целом же этот период характеризуется отрицательным отношением к ораторскому искусству со стороны выдающихся пастырей церкви, которые лишь терпели некоторое воздействие классической формальной риторики на церковную проповедь. Киприан Карфагенский (III в.), бывший до обращения в христианство ритором и адвокатом, не оставляет места ораторскому искусству в деятельности пастыря-проповедника. Удел ораторства – область гражданской жизни: в судебных местах и в речах, произносимых среди народных собраний. Он обращается к своему адресату: «Где идёт речь о Господе Боге, там чистое и искреннее слово ищет доказательств для веры не в силе красноречия, а в самой вещи. Итак, ожидай от меня не красноречия, а силы, не речей, прикрашенных витиеватыми оборотами, какими увлекается толпа, а безыскусственного, сильного простою истиною слова о благодати Божией. Ты услышишь от меня то, что знают прежде, нежели научаются, и что приобретается не длинным рядом годов, не продолжительным размышлением, но случается наикратчайшим путём от благодати, сразу доставляющей духовную зрелость».

 



 
PR-CY.ru