ГОМИЛЕТИКА - Страница 12

Дальнейшее развитие изъяснительная гомилия получила благодаря экзегетическим трудам Оригена. Им были установлены правила толкования Священного Писания в гомилии, согласно которым проповедник изъяснял прочитанный текст стих за стихом, слово за словом, исследуя каждую фразу с различных точек зрения: текст мог изъясняться филологически, исторически, этнографически, археологически и т.д. После подробного разбора указывался нравоучительный смысл, а затем – аллегорический или таинственный. Особенностью оригеновского толкования Священного Писания является аллегоризм: «Дух, просвещавший служителей истины, пророков и апостолов, имел в виду преимущественно неизречённые тайны о предметах, касающихся людей». Своей проповеднической практикой Ориген узаконил объединение экзегетического элемента с учительным. В его гомилиях наличествует определённый метод и порядок, но, несмотря на это, их форма чужда всякой искусственности: структура проповеди определяется последовательностью изъясняемого текста. Современный патролог Алексей Иванович Сидоров (род. в 1944 г.) пишет: «Проповеди Оригена, как правило,были посвящены толкованию того места (или мест) Священного Писания, которое в этот день читалось на богослужении. Произнося их, он часто использовал свои «Гекзаплы», чтобы полнее и точнее объяснить смысл того или иного места Писания. Структурно они обычно строились по единому принципу: вступление, основная часть и заключение; за проповедями следовала общая молитва присутствующих в храме». Ориген создал особый тип проповеди – экзегетическую гомилию, которая стала нормой церковного проповедничества, сохранив в церкви своё значение на все времена. Библейский текст, являвшийся до этого только исходным пунктом или источником аргументации, в гомилиях Оригена всецело определял их содержание. Важной ступенью в развитии гомилии явились беседы Иоанна Златоуста. В экзегетических проповедях святитель следует порядку священного текста, однако в отличие от Оригена не останавливается на частностях научного характера, а сразу раскрывает догматический и нравственный смысл Священного Писания. Особое внимание святитель уделял тем вопросам, которые имеют непосредственное отношение к нравственной жизни членов церкви. Изъясняя Священное Писание книгу за книгой, главу за главой, он всегда сообразовывал свои речи с восприимчивостью и духовными запросами слушателей. Экзегетическая беседа благодаря словесному творчеству святителя из отвлечённого и строго научного типа проповеди преобразовалась в пастырскую беседу о многоразличных сторонах христианской жизни. Появившись на Востоке, изъяснительная гомилия перешла на Запад, который внёс свой вклад в развитие этой формы церковной проповеди. Здесь она получила наименование «постилла» (начало лат. фразы: post illa Sacrae Scripturae verba oratur – после Священного Писания говорит оратор), которое указывало на всецелую обусловленность проповеди библейским текстом. Наиболее употребительная в патристический период (а также в Средние века) изъяснительная гомилия в Новое время была забыта. Но «и ныне, как прежде, – писал Василий Фёдорович Певницкий (1831–1900 гг.), – воля Церкви возлагает на пастырей долг разъяснения книг Священного Писания. Эта воля выражена в церковном Уставе.

 



 
PR-CY.ru