ГОМИЛЕТИКА

ГОМИЛЕТИКА (беседа в собрании, общение, проповедь) – раздел пастырского богословия, наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения; прикладная богословская дисциплина, изучающая и разрабатывающая принципы христианского проповедничества. Термин известен с XVII в., ему синонимичны «ораторское искусство», «искусство гармонизации речи», «церковная риторика». Гомилией (или беседой) называется первая, самая древняя форма церковной проповеди (Деян. 20:7–11). Это наименование выражает внешний и внутренний характер церковной проповеди, которая в апостольский век была простым, доступным, искренним и сердечным изложением истин христианской веры. В содержание науки гомилетики входит учение об условиях нравственной силы пастырской проповеди; отсюда некоторые гомилетические руководства называются «Этика гомилии». Встречаются и другие наименования: «Церковное собеседование», «Церковное красноречие», «Церковное проповедничество». Термин «проповедничество» обозначает церковное учительство. Славянский корень «вед» указывает на ведение, знание, в данном случае – знание спасительных истин христианской веры. Главным предметом гомилетики является возвещение слова Божьего, проповедническая деятельность, проповедничество как одна из спасительных функций церкви Христовой. Церковная проповедь входит в область изучения двух гомилетических дисциплин: теории и истории проповедничества. Первая исследует онтологические, этические и методические основы проповедничества. Вторая занимается анализом содержания и формы проповеднических образцов в исторической последовательности их возникновения, а также рассматривает личность автора изучаемой проповеди. Гомилетика непосредственно связана с другими богословскими науками. Эта связь обусловлена задачами пастырской проповеди: образованием ума, воспитанием чувств и воли слушателей. Образовательным и воспитательным задачам проповеди в наилучшей степени соответствует материал, содержащийся в богословских науках: библейской и церковной истории, Священном Писании Ветхого Завета и Нового Завета, догматическом, нравственном, основном богословии. Кроме богословских наук теория проповедничества пользуется данными логики, стилистики, психологии. Основным источником гомилетики (как и других богословских наук) являются Священное Писание и Священное Предание – творения отцов и учителей церкви, постановления Вселенских и Поместных соборов, в которых излагается учение как о самой церковной проповеди, так и о личности пастыря-проповедника и его обязанностях. Нормы действующего права Поместной церкви (Устав и др.) также являются руководящим началом в учительной деятельности пастырей. Важнейшим источником гомилетики являются наставления Иисуса Христа относительно проповеднического служения. Христос говорил о благодатной помощи Святого Духа провозвестникам слова Божьего (Ин. 14:26), об условиях нравственной силы проповеди (Мф. 10:6 и сл.), о внутренних качествах и жизни проповедника («от избытка сердца говорят уста» – Мф. 12:34), о том, что «кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). Речи Спасителя содержат указания на предмет христианской проповеди: «...Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10:7).

 



 
PR-CY.ru