ГОМИЛЕТИКА - Страница 15

Форма слова как церковной проповеди является самой совершенной. Среди проповедей епископа Неокесарийского Григория Чудотворца и Киприана Карфагенского есть слова на Благовещение, на Богоявление, по поводу заблуждений язычников. Однако в III в. проповедь в форме слова встречалась эпизодически и могла звучать лишь в крупных городах и учёных центрах греко-римского мира. Внешние и внутренние условия жизни церкви содействовали тому, что только в IV в. эта форма стала обычным, общецерковным явлением. Слово – форма проповеди с правильной логической структурой, единством содержания, изящным художественным стилем и со строгой тематизацией. Наибольшее значение в развитии этой формы проповеди имели проповеднические труды Григория Богослова. В слове тема исследуется и раскрывается с наибольшей полнотой и последовательностью. Тематика слов обычно посвящается предметам религиозно-нравственного содержания, извлекаемым из Священного Писания, богослужебных текстов, церковного учения или идеи церковного праздника. Слово, как правило, предваряется заглавным стихом (эпиграфом), который должен иметь непосредственное отношение к содержанию проповеди. Этот стих обычно содержит указание на рассматриваемый предмет, который составляет главное начало для мыслей и суждений проповедника. Чаще всего в качестве заглавного стиха используются выдержки из Священного Писания или богослужебных текстов. Полагать в основание церковной речи подобные стихи – древний обычай, свидетельствующий, что по существу проповедь есть изъяснение Священного Писания и учения церкви (пример слова – Слово 38 Григория Богослова «На Богоявление или на Рождество Спасителя»). Речь как проповедь имеет особое назначение и содержание. Её начало восходит к похвальным речам (эти, в свою очередь, – к мученическим актам II в.) и речам на освящение храмов III в., которые явились первыми вестниками наступления эпохи расцвета церковного красноречия. Исходным моментом при построении речи обычно являются какие-либо обстоятельства или случаи из области церковной или общественной жизни: освящение вновь сооружённого храма, открытие церковного поместного Собора, годовщина интронизации патриарха, вручение архиерейского жезла, юбилеи и памятные даты, начало или окончание учебного года в духовных школах, встреча или проводы высокопоставленных лиц, стихийные бедствия, общественные нестроения. Эта форма проповеди отличается строгой тематизацией и своеобразной схемой построения. Классически составленные речи имеют обращение, вступление, указание предмета речи, изложение, благопожелания и заключение. В зависимости от предмета и обстоятельств речь может быть обширной и углублённой, наподобие слова, или же краткой и доступной, как поучение. Однако в том и другом случае эту форму отличает внутренний динамизм и патетичность, красота и возвышенность слога. Содержание речи должно иметь непосредственное отношение к празднуемой дате или отмечаемому событию. Оно также должно соответствовать внутреннему настрою слушателей, их мыслям, чувствам. В речах часто содержатся приветствие, похвала, благопожелания одному лицу или целому собранию. В соответствии с этим речи бывают приветственные, благодарственные, поздравительные и т.д. Поучительный элемент, который чаще всего выражен пастырскими наставлениями (нравственное приложение), обычно отсутствует. Особенные требования предъявляются к внешней стороне речи: её слог должен отличаться краткостью, оригинальностью и силой (пример речи – Речь перед молебном по случаю начала учебного года в Московской духовной академии «Об образовании характера как цели воспитания» ректора МДА епископа Арсения (Стадницкого).

 



 
PR-CY.ru