ГОМИЛЕТИКА - Страница 17

В этом высказывании святителя отражён взгляд на проповедь как на вид деятельности, в которой главное значение имеет благодать Божья; здесь усматривается продолжение апостольских принципов проповедничества, господствовавших в древней церкви. Однако кроме благодатной помощи свыше пастырю церкви, согласно учению Киприана, необходимо усердное изучение Священного Писания и Священного Предания, а также труд над усовершенствованием своих знаний, ибо «тот только лучше и научает, кто каждодневно сам возрастает и преуспевает в изучении лучшего». «Золотой век» христианства (IV в.) был особенно богат выдающимися проповедническими талантами, от которых осталось большое гомилетическое наследие. Однако, несмотря на это, у восточных отцов церкви нет цельной гомилетической теории – их учение о проповеди выражено в виде отрывочных замечаний и высказывается ими эпизодически. Гомилетические наставления этого периода представляют детальное развитие идей Священного Писания относительно проповеднического служения. Так, Василий Великий проповедническую деятельность пастыря обосновывает примером учения Христа Спасителя, апостолов и пророков; он говорит о нравственных качествах проповедника, внутренних свойствах, главной цели и предметах церковной проповеди. В творениях Григория Богослова интерес с точки зрения гомилетики представляют высказывания о синергизме двух сил в проповедничестве: он учит о благодатной помощи и о необходимости образования и труда в деле церковного учительства. Кроме общих вопросов святитель останавливается и на частных гомилетических – отношении проповедника к ораторскому искусству, внешних действованиях, предлагает программу предметов церковной проповеди, которая развивает и продолжает программу епископа Лионского священномученика Иринея, изложенную в сочинении «Против ересей». Епископ Нисский Гргорий, по выражению Барсова, узаконяет вдохновение от Бога как продуктивную силу проповеди: «Давший заповедь испытывать Писания, даст для этого и силу, по слову – Господь даст глагол благовествующему». Относительно произнесения проповеди Ефрем Сирин замечает, что нужно говорить и утешать «с тонким искусством, дабы кто не стал презирать тебя за излишнюю слащавость», советует говорить не сурово, а смиренномудро – как говорит смиренный раб со своим домовладыкой. Особое внимание уделяет проповедничеству Иоанн Златоуст. Его творения содержат ряд правил относительно личности проповедника, формальной стороны проповеди, её содержания. Однако это учение не изложено системно, а рассредоточено в сочинениях, значительная часть содержится в четвёртом и пятом Словах о священстве. Прежде всего, Иоанн Златоуст указывает на то, что проповедь является самым действенным средством в борьбе с нравственными недугами членов церкви. Особенно же необходимо слово пастыря тогда, когда душа человека страждет болезнью, состоящей в неправых догматах. Кто поставлен учить других, говорит святитель, тот должен быть опытным в таких спорах. Ибо поражение пастыря может вызвать большой соблазн и даже гибель душ пасомых: они будут видеть не слабость проповедника, а нетвёрдость самого церковного учения, поэтому пастырю нужно «заботиться о слове», чтобы не поражаться стрелами врагов.

 



 
PR-CY.ru