ГОМИЛЕТИКА - Страница 19

Большое внимание уделяет Августин Блаженный внешней стороне проповеди. В нескольких главах он детально разбирает требование ясности и вразумительности речи проповедника. К внешней стороне проповеди относится также учение о трёх видах проповеднического слога. Речь проповедника должна действовать на ум, чувства и волю слушателей. Этим задачам соответствует определённый слог речи проповедника: простой наиболее пригоден для научения христианским истинам, умеренный (или средний) – при похвалах и порицаниях, возвышенный – в особых случаях пастырской практики. Аврелий Августин вопрошает: «...Кто учит, например, догмату о единстве Святой Троицы, тот не должен ли выражаться одним только простым слогом, дабы предмет, сам по себе неудобопостижимый, представить сколько можно вразумительнее?». Подобный пример, продолжает он, предоставляет нам святитель Амвросий Медиоланский, когда рассуждает о Святом Духе, чтобы показать равенство Его с Отцом и Сыном, – «предмет важный, но слог для выражения оного употреблён св. Амвросием простой: ибо самый предмет, по возвышенности своей, требует не красоты слов, не сильного чувства для убеждения сердца, а доказательств и пояснений». Для успешного прохождения проповеднического служения пастырю необходимо читать и изучать Священное Писание, творения св. отцов, усердно молиться, вести строгую, добродетельную жизнь. Пастырям, которые не могут составить собственное поучение, Августин советует брать составленные другими мудро и красиво поучения, «выучивать их на память и предлагать народу». Августину принадлежит также сочинение гомилетического характера «Об оглашении необученных» («De cathechizandis rudibus»), содержащее наставления пастырям относительно катехизических поучений. Развитию гомилетической науки (VI в.) способствовал папа римский Григорий Двоеслов. В его сочинении «Пастырское правило» («Regula pastoralis») мысль о проповедничестве является главной. Прежде всего, святитель перечисляет требования, предъявляемые к тем, кто желают принять на себя подвиг пастырского служения: безупречная в нравственном отношении жизнь и соответствующее образование, основой которого является тщательное изучение Священного Писания. Святитель настойчиво проводит мысль о необходимости предварительной подготовки пастыря к высокому служению. Григорий Двоеслов последовательно разбирает характер проповедничества, связанный с особенностями пола, возраста, социального и семейного положения, состояния здоровья, нравственных качеств слушателей. Основная мысль – проповедник в своих речах должен предлагать всегда одно и то же учение слова Божьего и церкви, но не одним и тем же способом. В своём подходе к решению гомилетических задач он ссылается на Григория Богослова. Поскольку в церкви находятся слушатели разных категорий, то лучший способ избежать затруднений – держаться золотой середины, избегать крайностей: девство надо восхвалять так, чтобы не оскорбить брака, слабых побуждать к подвигам таким образом, чтобы не возгордились сильные. Григорий Двоеслов не только представляет общие положения христианского учительства, во многом сходные с гомилетическими положениями других отцов церкви, но и вводит оригинальные приёмы (например, легендарный элемент, доказательство истины с помощью действия на слушателей рассказов из живого предания; в систематическом порядке разбор частных вопросов проповеднической практики).

 



 
PR-CY.ru