ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 19

Из этого придела дверь справа ведёт в кабинет-келью эпитропа храма (бывший придел Иоанна Предтечи), откуда можно пройти в греческую ризницу, где хранится крест-реликварий с частицей Животворящего Древа и множество частиц мощей святых. Территория площади перед входом в храм почти целиком принадлежит греческой Иерусалимской патриархии. В левом углу двора возвышается колокольня, построенная французским зодчим Журденом в 1160–1180 гг. Храмы в левой части двора, выходящие апсидами на западную сторону площади, имеют общий вход слева от портала храма, рядом с колокольней. Под колокольней расположена церковь св. Сорока мучеников, являющаяся усыпальницей Иерусалимских патриархов. Крест, увенчивающий иконостас, поддерживают два резных декоративных дракона, символизируя освящение Голгофской Жертвой всего тварного мира. Слева от церкви св. Сорока мучеников под открытым небом находится церковь св. Жён-мироносиц, без крыши, только иконостас имеет небольшой козырёк, предохраняющий иконы и внутреннее убранство алтаря. Посреди храма небольшой беломраморный киворий указывает место явления Воскресшего Господа св. Марии Магдалине (Ин. 20:11–18). Слева от церкви св. Жён-мироносиц, в западной части двора, помещается церковь св. Иакова, брата Господня, первого Иерусалимского епископа. Этот храм является приходским для православных арабов Иерусалима. В западной части храма, в притворе, находится чудотворная икона Божьей Матери, помещённая, по преданию, на месте той, от которой был голос Марии Египетской. Из общего вестибюля описанных храмов широкая каменная лестница ведёт на второй этаж, где расположена патриаршая домовая церковь равноапостольных Константина и Елены. По устройству Святогробского братства вся Иерусалимская патриархия представляет собой монастырь во имя этих святых. Иерусалимские епископы (с 451 г. – патриархи) как законные блюстители главного христианского храма жили в непосредственной близости от него. После прихода крестоносцев православный патриарх был изгнан из Иерусалима, и его палаты заняли католики. Саладин, в свою очередь, изгнавший крестоносцев, возвратил храм грекам и православным арабам, но патриаршие палаты остались за новыми завоевателями. Церковь равноапостольных Константина и Елены была восстановлена после векового запустения в 1579 г. патриархом Софронием (обновлена в 1986 г.). От убранства XVI в. сохранились иконостас и царские врата, которые в настоящее время расположены в пещерной церкви Николая Чудотворца Лавры св. Саввы Освященного. За левым клиросом церкви находится окно внутрь храма, из которого видна Кувуклия. Одна из древних икон храма, Иорданская икона Божьей Матери, почитаемая чудотворной. Ценность этой старинной иконы стала известна грекам после 1835 г., когда о ней рассказал русский паломник Авраам Сергеевич Норов, посетивший Святую землю и напомнивший, что свидетельство об этой иконе как о чудотворной содержится в «Хождении...» игумена Даниила. Восточную сторону площади занимает греческий Авраамиев монастырь, главный храм которого, расположенный на втором этаже, имеет символическое значение горы Мориа, т.е. места, где Авраам намеревался в знак покорности воле Божьей принести в жертву сына Исаака. Подлинное место горы Мориа и жертвенного камня Авраама в современном Иерусалиме принадлежит мусульманам – мечеть Куббат эс-Сахра (Купол скалы), – поэтому православная церковь символически обозначала в собственном литургическом пространстве важнейшее из ветхозаветных событий, явившееся прообразом Голгофской Жертвы Христа, приблизив его к месту жертвоприношения новозаветного Агнца.

 



 
PR-CY.ru