ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 12

Католические церкви в лице Кустодии Святой земли принадлежат: северная половина второго яруса ротонды, церковь Явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, престол Марии Магдалины, северная галерея (Аркады Девы), подземная часовня Обретения Креста (совместно с православными) и южный придел Голгофы. Во владении Армянской церкви находятся восемь южных из 16 колонн ротонды, южная половина второго яруса ротонды (с храмом Второй Голгофы), место Трёх Марий у входа на галерею и престол Жён-мироносиц в юго-восточной части ротонды, придел святых Никодима и Иосифа Аримафейского к западу от Кувуклии и придел Разделения риз в амбулатории, подземные церкви Григория Просветителя (греческое название церкви cв. Елены) и часовня cв. Вардана в восточной части комплекса. Копты владеют небольшой часовней, пристроенной к западной части Кувуклии. Эфиопам принадлежит церковь Четырёх священных животных (за Голгофой) и монастырь на кровле церкви св. Елены (ещё в начале XIX в. им принадлежала сама церковь св. Елены, которая отошла армянам). Сиро-яковиты имеют лишь право служить по воскресным и праздничным дням в приделе св. Никодима, считающемся в настоящее время собственностью армян. Камень помазания находится в общем владении. Фасад храма со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме). Справа перед входом в храм (правая дверь заложена при Салах-ад-Дине) – деревянный люк, прикрывающий гробницу рыцаря Филиппа д'Обинье, сопровождавшего германского императора Фридриха II при въезде в Иерусалим в 1229 г. Колонна Святого Огня – одна из мраморных коринфских колонн, оформляющих портал слева, расколотая почти наполовину. Согласно греческому преданию, изданному по рукописи из Иерусалимской патриаршей библиотеки Афанасием Ивановичем Пападопуло-Керамевсом, в Великую субботу 1634 г. в связи с возникшими спорами о пасхалии (греки праздновали в тот год Пасху 6 апреля, на неделю раньше, чем армяне) турецкие власти по настоянию армянского эпитропа (наместника), заперли храм, не допустив православных на службу Святого Огня. По молитве православных верующих, собравшихся у закрытых дверей во главе с митрополитом Вифлеемским Парфением и архиепископом Газским Афанасием (патриарха Феофана IV не было в Иерусалиме), из налетевшей грозовой тучи ударила молния, и из трещины расколовшейся колонны явился Святой Огонь. В правом, северо-восточном углу двора наружная лестница ведёт к небольшой часовне, служившей вестибюлем Голгофского придела. Ныне она называется часовней Богоматери Скорбящей или «часовней франков», иногда в литературе упоминается как часовня Совлечения риз в воспоминание о том, как римские солдаты делили между собой одежды Распятого. Под католическим приделом, на первом этаже, отдельный вход ведёт в греческий парекклисион Марии Египетской. Внутри храма, напротив входа, лежит Камень помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греческий текст тропаря Иосифу Аримафейскому («Благообразный Иосиф»).

 



 
PR-CY.ru