ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 20

Условное место жертвоприношения Авраама обозначено мраморным кругом посреди церкви. Из церкви есть проходы на Голгофу и в алтарь церкви Воскресения. Другая монастырская церковь Двенадцати апостолов сохраняет память об одноимённом монастыре, который находился раньше позади Авраамиева и совпадал, по сообщениям некоторых источников, по местоположению с позднейшим клуатром крестоносцев (здесь помещаются теперь кельи эфиопов). Часть нижнего этажа Авраамиева монастыря принадлежит грекам. Храм имеет три престола. Главный алтарь, по преданию, воздвигнут на месте, где стоял во время распятия Спасителя евангелист Иоанн (Ин. 19, 25–28). На втором, правом престоле, посвящённом Страстям Господним, хранится часть Колонны бичевания из дома первосвященника Каиафы. Третий, расположенный слева престол посвящён жертвоприношению Авраама. К северу от монастырских дверей находится вход в армянскую церковь апостола Иоанна Богослова. В северо-восточном углу двора дверь между часовней Марии Египетской и церковью апостола Иоанна Богослова ведёт к лестнице, на нижнем пролёте которой расположена коптская церковь архангела Михаила, на верхнем – эфиопская церковь Четырёх живых существ (Тетраморфа). Храм эфиопов соединён с террасой (уровень пола первоначальной базилики императора Константина), посреди которой высится купол подземной церкви св. Елены. Здесь сохранились развалины внутренней галереи монастыря крестоносцев XII–XIII вв., заменившего, в свою очередь, древний Авраамиев монастырь, входивший в состав Святогробского комплекса. Среди руин помещаются миниатюрные кельи эфиопских монахов, вытесненных в буквальном смысле слова «на крышу» в 1660 г., после утраты принадлежавших им св. мест внутри храма. За площадкой с эфиопским монастырём расположены здания Коптской патриархии, известные под названием Дейр-эс-Султан (Монастырь султана), поскольку были подарены коптской общине султаном Салах-ад-Дином. Соборный храм монастыря посвящён основателю христианского иночества Антонию Великому, другой храм – св. Елене. В глубине его удлинённого помещения скрывается узкая лестница, по ступеням которой можно спуститься к цистерне св. Елены – самой большой из цистерн, расположенных вокруг храма. По преданию, именно ею пользовались при строительстве зодчие, возводившие храм Гроба Господня. В южной стороне площади, напротив входа в храм, расположено подворье Гефсиманского Успенского монастыря (Малая Гефсимания). В этой миниатюрной по размерам церкви, в последний раз перестроенной и отреставрированной в 1953 г., хранится плащаница Пресвятой Богородицы (у алтаря, в киоте Иерусалимской иконы Божьей Матери). Плащаница представляет собой вырезанное на доске по контуру двустороннее изображение Богоматери размером около 1 м. Серебряно-вызолоченная риза «в венцах, сияющих драгоценными камнями» – дар графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. По иконографии, материалу и типу исполнения плащаница – произведение русско-иерусалимского церковного искусства XIX в., её копии известны в российских храмах.



 
PR-CY.ru