ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ - Страница 14

Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Николая Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г. В западной части к Кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин. 20:12). По армянским источникам, часовня сооружена царём Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке Кувуклии в 1810 г. ниша Святого ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времён на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без коптской часовни, восстановленной 30 годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али. Множество приделов расположено вокруг Кувуклии в ротонде, делящейся по вертикали на три яруса. Два верхних яруса опираются на шесть квадратных в плане столбов и десять коринфских колонн. В 1810 г. в целях укрепления конструкции западные столбы и колонны были соединены стеной, и внешнее кольцо ротонды оказалось поделено перегородками на отдельные небольшие комнаты и хранилища. Нижний ярус ротонды имеет три апсиды с южной, западной и северной сторон. Южная часть принадлежит армянам. Перед лестницей на галерею помещён мраморный киворий на четырёх колоннах с шестигранным куполом над круглой мраморной плитой, отмечающей место, где стояла, по преданию Армянской церкви, Пресвятая Дева в момент Распятия. Исследователи предполагают, что в византийский период часовня Пресвятой Девы (или Трёх Марий), уничтоженная при перестройке храма крестоносцами, находилась на месте современного Камня помазания. Средний ярус ротонды, представляющий собой балконную галерею с аркадами, разделённую 16 колоннами, примыкающими к Арке Мономаха, поделён между армянской и католической общинами. Галереи северной стороны принадлежат католикам, южной – армянам (на армянской стороне на галереях расположены две церкви). Третий, верхний ярус с ложными арками принадлежит православным грекам. Выше, над широким архитравом, расположена так называемая малая галерея из 16 арок, под каждой из которых – пять лампад, как бы врезанных в полусферу купола. На галерее находится армянская церковь, именуемая Второй Голгофой (по уровню пола она почти совпадает с подлинной Голгофой). Церковь построена по благословению Армянского патриарха Мартироса в 1439 г., после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной святыней храма является фрагмент колонны, который армянское предание связывает с Колонной бичевания (Ин. 19:1–3). Второй престол храма посвящён Иерусалимскому патриарху Макарию, при котором совершилось обретение и воздвижение Креста Господня. В западной апсиде, напротив часовни коптов, расположен армянский придел св. Никодима, принадлежавший раньше Сирийской (Сиро-Яковитской) церкви.

 



 
PR-CY.ru