Словарь по христианству Г ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ

ГРОБА ГОСПОДНЯ (ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА) ХРАМ В ИЕРУСАЛИМЕ – главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова – Голгофа и Гроб Господень, а также другие святые места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением. Согласно Евсевию Кесарийскому, на месте Голгофы при императоре Адриане (117–138 гг.) был поставлен храм Венеры, а на месте Воскресения Христова – храм Юпитера. В тексте подробно описано разрушение этих языческих святилищ, срытие «осквернённой земли» и неожиданное открытие пещеры Гроба Господня. Возведение храма над Гробом Господним было осуществлено по приказу равноапостольных императора Константина и его матери Елены после обретения места Распятия, погребения Спасителя и Его Животворящего Креста (325–326 гг.). Император руководил работами через Иерусалимского епископа Макария, распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот храм был «...великолепнее всех храмов, где-либо существующих, и чтобы другие здания при храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений». Возведение храма и связанное с ним обретение святынь стали центральными событиями христианства. Организация пространства храма и его архитектурные формы уже с IV в. влияли на становление и дальнейшее развитие архитектуры и христианской иконографии, общий облик и отдельные детали воспроизводились разными видами искусства. Особое значение храма для истории христианства заключено в непрерывности его существования. Несмотря на ряд разрушений, причинённых иноверцами, он оставался в руках христиан с момента возведения, богослужения не прекращались, не пресекалось паломничество. Основным источником для реконструкции предыстории храма со II в. по начало IV в. и истории строительства является жизнеописание равноапостольного императора Константина, составленное Евсевием Кесарийским вскоре после кончины императора (337 г.); намерение дать полное описание храма Евсевий не исполнил. Также сохранились сведения в сочинениях отцов церкви, в многочисленных ранневизантийских и средневековых хождениях паломников, в более поздних записках путешественников. Представление об иконографии раннего периода храма даёт карта Иерусалима в напольной мозаике церкви великомученика Георгия в Мадабе (Иордания, VI в.) и, возможно, мозаика в церкви Санта-Пуденциана в Риме (начало V в.), где изображена внешняя зубчатая ограда храма (?). Важный источник сведений об устройстве храма – наблюдения, сделанные при археологических раскопках и архитектурных реставрациях конца XIX – XX вв. В начале XX в. Никодим Павлович Кондаков подчёркивал значение храма как памятника, стоящего во главе истории восточно-христианского и древнехристианского искусства. Наиболее обоснованной среди работ XIX в. была реконструкция Роберта Уиллиса (опубликована в 1849 г.), использовавшего первые натурные обследования Иерусалима, зарисовки Дж. Дж. Скоулза, разрезы Э. Пьеротти и крупномасштабный план, изданный в России. В 1865 г. Ч. Уилсон опубликовал новый, но недостаточно точный обмерный план храма. На протяжении 1880–1890 гг. вокруг храма много работал К. Шик (результаты опубликованы).

 



 
PR-CY.ru