ФЕОФИЛ - Страница 8

Примечательно, что о новозаветном этапе Домостроительства Феофил почти не упоминает, указывая только на единство учения пророков и евангелистов, поскольку и те и другие были «духоносными» и «глаголили единым Духом Божьим». В связи с этим у исследователей возникает вопрос: чем объясняется такой «сугубый акцент» на ветхозаветном этапе Домостроительства спасения у Феофила? Они отвечают на него апологетической задачей произведения святителя. В частности, своего друга-язычника он убеждает в том, что христианское учение отнюдь не является новым и баснословным, но есть более древнее и истинное, чем учение всех языческих поэтов и писателей. К этой мысли апологет возвращается неоднократно и, в частности, говорит: «Наши Священные Писания – более древние и истинные, чем сочинения эллинов и египтян или каких-либо других историографов». Также он замечает: «Евреи, прародители и праотцы наши, от которых мы получили Священные Книги – более древние, чем книги всех ваших писателей». Помимо того, что в эпоху поздней античности «древность» являлась одним из наиболее весомых аргументов в пользу истинности того или иного учения (отсюда и «теория заимствования», упоминаемая выше), исследователи учитывают и определённую «тягу к Востоку», характерную для многих образованных язычников. Недаром Плотин, родоначальник неоплатонизма, «захотел познакомиться и с тем, чем занимаются у персов, и с тем, в чём преуспели индийцы». Далее, нельзя забывать, что Феофил был родом из Сирии, а в этой провинции (как и в других восточных провинциях «эллинистической ойкумены») после завоеваний Александра Македонского зрели определённые «антиэллинские настроения», выражающиеся, прежде всего, в гордости своими древними культурными традициями. Не случайно, что именно выходцами с Востока был выдвинут и развит тезис о «восточных истоках» греческой философии. В лице Татиана подобные «антиэллинские настроения» отчётливо проявляются и в древнецерковной письменности. Исследователи не исключают, что и Феофил, «земляк» Татиана, также подспудно разделял их. И когда он говорит, что христиане обладают большим знанием истины, чем эллины, ибо научены святыми пророками, вмещающими в себя Дух Божий, то здесь, вполне возможно, проявляется не только убеждённость истинного последователя христианской религии, но и убеждённость жителя Востока в подлинной значимости своих древних традиций. Поэтому он и говорит о евреях как о «прародителях и праотцах наших». Наконец, указанный акцент исследователи объясняют необходимостью подчеркнуть преемственность и единство ветхозаветного и новозаветного этапов Домостроительства спасения в противоположность еретикам. Исследователи напоминают, что Сирия была одним из главных районов распространения маркионитства, и что всё учение данных еретиков зиждилось на противопоставлении двух Заветов. При учёте того, что Феофил написал специальное сочинение против ереси маркионитов, это обстоятельство, по мнению исследователей, имеет важнейшее значение. Как уже было сказано, сотериология (вкупе с антропологией) определяет и основные черты нравственного учения Феофила.

 



 
PR-CY.ru