ФЕОФИЛ

ФЕОФИЛ – Антиохийский епископ (около 176 – около 188 гг.); по иным данным с 169 г., писатель-апологет, святитель, святой. О его жизни есть только отрывочные сведения. У Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.) в «Церковной истории» (VI, 20) есть краткая заметка о нём: «В Антиохийской церкви шестым после Апостолов был Феофил». Аналогично и сообщение Иеронима Стридонского (sextus Antiochensis ecclesiae episcopus). Правда, в одном из своих посланий блаженный Иероним называет Феофила «седьмым (septimus) антиохийским епископом», но здесь первым епископом данного града он считает апостола Петра. Феофил был человеком образованным, хорошо знакомым с греческой литературой и наукой, язычником по происхождению. Ряд автобиографических заметок встречается в сочинении самого Феофила «К Автолику» (единственном его сочинении, уцелевшим до настоящего времени). Здесь он приводит многочисленные цитаты из языческих философов, поэтов и историков, в частности, говорит, что раньше был неверующим, но затем обратился к Богу и уверовал. По словам святителя, это случилось после того, как он прочитал «Священные Писания пророков, которые Духом Божиим предсказали и то, что уже произошло, и способ, каким это осуществилось; предсказали пророки также настоящее и то, каким образом оно происходит; наконец, предвозвестили они ещё будущее в той последовательности, в какой оно произойдёт. Получив доказательства относительно происходящего и относительно того, что оно случается так, как было предсказано, я не пребываю уже в неверии, но верую, повинуясь Богу». Исходя из данного свидетельства, исследователи предполагают, что Феофил разделил судьбу многих апологетов II в.: свет Благовествования Христова внезапно объял его душу, превратив бывшего язычника в верного служителя церкви. Судя по всему, он был уроженцем Сирии, т.к., говоря о реках Тигре и Евфрате, замечает, что они знакомы ему, поскольку «находятся в непосредственной близи к нашим странам». Другими конкретными деталями жизни святителя  исследователи не располагают, лишь констатируют с уверенностью, что Феофил жил во второй половине II в., и что расцвет его деятельности приходится на 170–180 гг. Его сочинение свидетельствует о том, что он получил приличное для своего времени образование. Впрочем, считается, что он вряд ли был «философом-профессионалом», наподобие Иустина (около 100 – 165 гг.) и Афинагора (около 133 – около 190 гг.), поскольку у него отсутствует «интеллектуальная строгость» и логическая дисциплина ума, что отнюдь не снижает его достоинств как богослова, поскольку богословие у него не сводится только к логике. Подобно многим своим современникам (Иустину, Афинагору, Татиану и др.) он дошёл до христианства путём самостоятельного убеждения в его превосходстве над другими религиями. Это убеждение он вынес из чтения священных книг Ветхого Завета, преимущественно книг пророческих. Судя по некоторым его познаниям, отражённым в произведении (толкование еврейских слов и имен: «Суббота», «Ной» и т.д.), Феофил знал и еврейский язык. Однако данный факт совсем не позволяет исследователям считать, что Феофил был «больше иудеем, чем христианином», и что он принадлежал к «христианскому иудаизму», тесно смыкавшемуся с «либеральным иудаизмом диаспоры» (неправомочность такого рода суждений изобличается церковным преданием, признающим Феофила одним из столпов доникейской ортодоксии).

 



 
PR-CY.ru