ФЕОФИЛ - Страница 6

В данной фразе Феофила привлекает внимание, прежде всего, различие «внутреннего» и «произнесённого Слова». Оно восходит к стоической психологии, согласно которой человек посредством «внутреннего слова» сопричаствует всеобщему Логосу (Мировой Душе), а посредством «произнесённого слова» общается с другими людьми и богами. Однако данное стоическое различие Феофил прилагает к сфере триадологии, и поэтому оно существенным образом трансформируется, обретая совсем иной смысл. Для него Логос, как «внутреннее Слово», обозначает вторую Ипостась, причём эту Ипостась в Её «внутритроичной жизни», т.е. в «домирном бытии»; а как «произнесённое Слово», Логос есть та же самая Ипостась, только в Её отношении к тварному миру. Поэтому единство этой Ипостаси как Божественной Личности не нарушается, но выделяются лишь два Её аспекта. Второй момент, обращающий на себя внимание в процитированном месте «К Автолику», это – смысл, который имеет здесь термин «лицо». Когда Феофил говорит, что Слово (Логос) приняло «вид» Бога Отца и под этим «видом» беседовало с Адамом в раю, то он слово «лицо» («вид») понимает не в смысле «личности», «ипостаси» (в позднейшем классически-богословском словоупотреблении), но в одном из первичных значений данного понятия – в смысле «роли, наружности, облика» (и даже «маски»). Поэтому у Феофила полностью отсутствует смешение первой и второй Ипостаси Святой Троицы (впечатление о таком смешении может возникнуть при беглом чтении «К Автолику»). Используя термин «лицо» в указанном значении, он лишь подчёркивает «теофаническую роль» Логоса. Согласно апологету, Бог Отец обнаруживает Себя людям через Своё Слово (первородного Сына), также как посредством этого Слова Он творит мир. Поэтому, если можно так сказать, «демиургийная» и «теофаническая» роли второй Ипостаси Троицы в представлении Феофила тесно взаимосвязаны. Что же касается третьей Ипостаси, то пневматология Феофила (как и многих ранних отцов церкви) находится ещё в очень зачаточном состоянии и имеет достаточно размытые грани. Для него само собой разумеется, что Святой Дух, как и Слово Божье (Логос), существует от вечности и вместе с Логосом Дух принимает участие в творении мира («Бог Словом Своим и Премудростью всё сотворил»). Более того, оба Лица Святой Троицы являются жизненной и спасительной для мира основой всего тварного бытия: «Бог через Слово и Премудрость врачует и животворит (всё)». Главное же дело Святого Духа, согласно Феофилу, вдохновлять пророков, которые «глаголили благодаря божественному и чистому Духу». Однако такое «вдохновение» отнюдь не исчезло с ветхозаветными пророками, поскольку, по словам апологета, «только одни христиане обладают Истиной, так как мы научены Святым Духом». В данной фразе ещё подспудно предполагается, что от иудеев Дух Божий отступил, и что Он обитает только в «истинном Израиле», т.е. в церкви Христовой. Однако следует отметить, что христология как учение о Боге Слове воплощённом практически полностью отсутствует в сочинении Феофила. Объясняется это, скорее всего (как и в случае с Афинагором), тем, что данное произведение было предназначено для язычников, которые с трудом вмещали слово о Христе распятом. Но у исследователей нет сомнений в том, что в утерянных творениях Феофила затрагивались проблемы христологии (по крайней мере, в «катехитических книгах»), а потому потеря их обедняет наше представление о богословии этого отца церкви.

 



 
PR-CY.ru