ФЕОФИЛ - Страница 7

В прямой связи с триадологией Феофила находится его учение о человеке. Толкуя известное библейское изречение: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26), он замечает, что этими словами Бог, прежде всего, показывает «достоинство человека», ибо, сотворив всё посредством Своего Слова, Он только создание человека счёл достойным «делом рук Своих». Впрочем, Феофил тут же уточняет: творение человека есть дело не одного Отца, но всех трёх Лиц Троицы, поскольку, говоря «сотворим», Отец обращается и к Своему Слову, и к Своей Премудрости. Развивая дальше своё учение о человеке, Феофил также старается придерживаться русла библейского повествования, однако он не воспринимает это повествование как мёртвую букву, а развивает его в духе предшествующего Предания, стремясь раскрыть сокровенный смысл глаголов Священного Писания. Поэтому, по мысли Феофила, человек был создан ни целиком смертным, ни полностью бессмертным, но как бы «средним»: способным воспринимать и то и другое. Ибо если бы Бог сотворил человека изначально бессмертным, то значит Он соделал бы тварь Свою богом; а если бы создал смертным, то Сам бы стал причиной смерти человека. Соответственно этому, перед первозданным человеком открывалась дорога как к бессмертию, так и к смерти, поскольку он был сотворён «свободным и самовластным». Если бы человек избрал путь исполнения заповедей Божьих, то наградой (мздой) за это было бы бессмертие, и тогда человек стал бы богом. Но так как он избрал противоположный путь, т.е. непослушание Богу, то сам явился причиной своей смерти. Таким образом, согласно Феофилу, человеку изначально было дано «побуждение (предпосылка) к преуспеянию», однако он не осуществил этот первоначальный замысел Божий о себе. Впрочем, Феофил не считает судьбу человека безнадёжной, поскольку человеколюбие и милосердие Божьи велики и беспредельны. На этот счёт апологет говорит: «Как преслушанием человек навлёк на себя смерть, так и повиновением воле Божией желающий (спасения) может добыть себе вечную жизнь. Ибо Бог дал нам закон и (Свои) святые заповеди, исполняя которые всякий может спастись и, получив воскресение, наследовать нетление». Следовательно, учение о человеке Феофила органично перерастает в сотериологию, которая, в свою очередь, тесно сопряжена с этикой. Естественно, что сотериология предполагает грехопадение человека, историю которого апологет излагает, целиком опираясь на Священное Писание. По его словам, Ева первая была прельщена змием, т.е. сатаной, и стала «родоначальницей греха». Затем Феофил повествует о судьбах ветхого Израиля, усматривая в них мудрый Промысл Божий. Исследователи отмечают, что внимание апологета вообще привлекает, главным образом, ветхозаветный этап Домостроительства спасения. У истоков этого этапа стоит личность Моисея, о котором Феофил говорит следующее: «Служителем Божественного закона был Моисей, служитель Божий для всего мира, но в полной мере – для евреев, именуемых также иудеями», которые были «праведным семенем мужей благочестивых – Авраама, Исаака и Иакова». Тем не менее, и «этот народ преступил данный от Бога закон; Бог же, будучи благим и милосердным, и не желая гибели (этого народа), послал к иудеям пророков, которые должны были научать их и напоминать им заповеди закона, обращая их к покаянию. Пророки также предсказали, что если евреи будут упорствовать в дурных деяниях, то тогда они подчинятся всем царствам земным, что явно и произошло с ними».

 



 
PR-CY.ru