ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в России, в Украине, в Казахстане и в Средней Азии - Страница 9

2 февраля 1915 г. был издан закон о принудительном отчуждении земель (в случае отказа от добровольной сдачи) у выходцев из Германии и Австро-Венгрии в приграничных районах с этими государствами, воевавшими с Россией. Действие закона не распространялось на лиц, доказавших свою принадлежность к православному вероисповеданию от рождения или принявших православие до 1 января 1914 г., а также на тех, кто вели свою родословную от участников и героев войн Российской империи. Решением Сената подданные враждебных государств лишались судебной защиты; закрывались немецкие школы, прекратился выпуск газет на немецком языке; немцы подлежали высылке из местностей, объявленных на военном положении. Из Москвы было выслано около 2 тыс. германских и австрийских подданных. По положению Совета министров от 12 июля 1916 г. запрещалось преподавание на немецком языке всех дисциплин, за исключением собственно немецкого языка и «Закона Божия тем лицам евангелическо-лютеранского исповедания, для которых немецкий язык является природным». Преподавание на русском языке вводилось на теологическом факультете Юрьевского университета с «изъятием из сего правила в отношении преподавания практического богословия». После Февральской революции 1917 г. все вопросы, касавшиеся лиц лютеранского исповедания, были переданы в ведение специально созданного Департамента по делам инославных и иноверческих исповеданий. 30 мая 1917 г. Генеральная консистория сообщила, что во второй половине 1917 г. в Петрограде решено созвать Генеральный синод для обсуждения таких вопросов, как разработка устава, взаимоотношение церкви и государства, этнический состав лютеранской церкви, управление церковью. 27–29 июня 1917 г. в Москве состоялась конференция по подготовке синода, итогом которой стало решение созвать синод 1 октября того же года (на конференции присутствовало 24 делегата из всех пробстских округов России; численность лютеран в это время составляла около 1,3 млн. человек). В Петрограде в конце июля – начале августа 1917 г. прошла конференция по разработке нового церковного устава. 1 августа в Екатериненштадте (ныне город Маркс Саратовской области) состоялся конгресс поволжских приходов. На конгрессе, в котором принимали участие свыше ста делегатов, обсуждался вопрос о создании новой структуры церкви. Руководил конгрессом Ф. Шмидт. В августе того же года прошёл конгресс шульмейстеров (учителей) и кистеров Поволжья. Кистеры добивались снятия запрета на ношение пасторского талара, разрешения произносить проповедь на богослужении, организации курсов для продолжения богословского образования. Они стремились также добиться обеспечения вдов и сирот кистеров. Подготовленный проект церковного устава состоял из двух частей: первая касалась деятельности церковных общин и приходов, вторая – структуры церкви в целом. Общины Москвы и Поволжья, а также ряд приходов Юга России и Кавказа выступали за трёхступенчатое строение церкви (Генеральный синод – синоды консисториальных округов – региональные синоды). За двухступенчатую организацию (Генеральный синод – местные синоды) выступали приходы Санкт-Петербургского округа, которые стремились к ликвидации деления церкви на консистории. Не было единого мнения и относительно периодичности созыва региональных и Генеральных синодов, а также сроков пребывания Генерального суперинтенданта на своём посту.

 



 
PR-CY.ru