ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ в России, в Украине, в Казахстане и в Средней Азии - Страница 8

Высшие духовные начальники были обязаны наблюдать за точным исполнением российских законов и церковного устава, следить, чтобы проповеди пасторов соответствовали Священному Писанию, а все духовные лица исполняли свои должности надлежащим образом. Один раз в шесть лет они должны были проводить визитацию всех пробстских округов. В знак особой монаршей милости и в награду за многолетний труд они могли получать почётное звание епископа. Указы от 22 мая и от 28 декабря 1832 г. перевели Евангелическо-лютеранскую церковь в статус государственной. Согласно положению 1842 г., все пасторы должны были иметь российское подданство, владеть русским языком, по предписанию 1852 г. – на русском языке проводить конфирмационные занятия, а по положению 1863 г. – также богослужения и библейские часы. С конца 1870 гг. предписывалось в инославных церквах проводить богослужения на русском языке. Этого распоряжения придерживались церкви в Гатчине и Олонецкой губернии, в церкви св. Марии в Санкт-Петербурге, в церкви святителя Николая в Кронштадте, в общинах Тифлиса, Баку и Томска. Общие положения о протестантстве в России в соответствии со Сводом законов Российской империи издания 1896 г. провозглашали полную свободу лютеранского вероисповедания и совершения богослужений. Свод законов определял обязанности пасторов и кистеров (которые не относились к духовенству, а были наёмными служащими и отвечали за сохранность литургических сосудов и церковного здания; часто кистер был одновременно и учителем), порядок проведения лютеранского богослужения, структуру лютеранской церкви, устройство и управление ими и т.д. Лютеранские общины России различались по численности прихожан и материальному положению. В 1859 г. было организовано девять окружных комитетов кассы взаимопомощи, в том числе и Московский комитет. Средства кассы предназначались для строительства и ремонта церквей, школ и жилой площади для священников, для поддержания новых общин, для помощи больным, старым и ушедшим на пенсию священнослужителям. Процесс формирования единой Евангелическо-лютеранской церкви завершился во второй половине ХIХ в. В 1856 г. Санкт-Петербургский округ насчитывал 224 095 прихожан, 80 духовных лиц, 164 церкви, Московский – 145 937 прихожан, 35 духовных лиц и 88 церквей. По данным на 1868 г., общее число лютеран в Российской империи превысило 2 млн., из которых до 1,5 млн. человек проживали в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях и около 500 тыс. человек – в других губерниях Российской империи. Самый крупный лютеранский приход в селе Франк (ныне село Медведицкое Жирновского района Волгоградской области) насчитывал 28 тыс. прихожан, самая большая церковь, на 3 тыс. прихожан, была открыта в 1838 г. в Санкт-Петербурге. После окончания франко-прусской войны (1870–1871 гг.) и образования Германской империи (1871 г.) колонисты в России, потеряв привилегии, получили статус поселян-собственников и были приравнены к свободным крестьянам. В 1874 г. на них (за исключением меннонитов) распространилась всеобщая воинская повинность. Первая мировая война (1914–1918 гг.) осложнила положение немцев-лютеран в России. Был принят ряд постановлений, ограничивших гражданские права и свободы лиц немецкой национальности в целях борьбы с «немецким засильем».

 



 
PR-CY.ru