ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 2

Между тем сказанное об ангелах в Евр. 1:4–14 получает раскрытие в словах из Евр. 2:1–10, особенно из Евр. 2:2–3, согласно которым Откровение, принесённое Христом, превосходит всякое ангельское откровение – т.е. ветхозаветный закон, который, по иудейским толкованиям того времени, был дан Моисею через ангелов. Ангелы являются лишь служителями (Евр. 1:7, 14), и закон, открытый ими Моисею, имеет второстепенное значение в домостроительстве спасения. Центральной темой богословия Послания является искупление через Крестную смерть Христа. Смерть Христа и излияние Его крови – это жертвоприношение, необходимое для спасения людей (Евр. 9:12, 14), т.к. без пролития крови не может быть прощения грехов (Евр. 9:22). Поскольку Сам Христос «претерпел», Он может «сострадать» и помочь людям в страданиях (Евр. 2:18; 4:15). Страдания Христа, которыми Он был прославлен, приводятся читателям в пример, чтобы «...не изнемочь и не ослабеть душами...» (Евр. 12:3; ср.: 13:13). Во Христе человеческая природа увенчана славою и честью, о чём свидетельствуют слова из Пс. 8:5–7 (Евр. 2:6–8; ср.: 1 Кор. 15:27; Еф. 1:22). Христос как «вождь спасения» открыл всему человечеству путь, который надлежит пройти всем верующим (Евр. 2:10). Природа греха, согласно Посланию, такова, что он способен, подобно болезни, усиливаться и осквернять не только отдельного человека, но и всю общину (Евр. 12:15). Чтобы преодолеть это осквернение и войти в небесное святилище, человек нуждается в освящении (Евр. 10:19–22), источником которого является Сам Христос (Евр. 2:11), Его кровь (Евр. 10:29), пролитая на кресте (ср.: Евр. 10:10). Без этого освящения никто не может увидеть Господа (Евр. 12:14). Совесть, очищенная жертвой Христа, позволяет христианину «приступить с дерзновением к престолу благодати» (Евр. 4:14–16) и даёт упование «иметь участие в святости» Бога (Евр. 12:10). Терминология ветхозаветных предписаний о жертвоприношениях, понятых типологически (Лев. 16:6, 24; ср.: Евр. 9:11, 15, 18), используется в Послании, когда речь идёт об искуплении грехов Христом (Евр. 9:12, 15; ср.: умилостивление в Евр. 2:17). Место принесения умилостивительной жертвы в Святое святых (очистилище)  понимается в Послании как таинственное указание на Самого Христа, на Кровь Его крестной Жертвы (Евр. 9:5, 22), прообразованные ветхозаветными предписаниями о жертвоприношениях Дня очищения (Лев. 16). В этот день, раз в году, первосвященник совершал в Святое святых жертвоприношение (Евр. 9:7), символически возлагая грехи народа Израиля на «козла отпущения» (Лев. 16:22), который отсылался в пустыню (Лев. 16:16). Крестная смерть Христа в Послании также понимается как источник очищения верующих (ср.: Евр. 9:13–14) и «уничтожения» (букв. – отложения) греха (Евр. 9:26). В Послании Евреям священство Иерусалимского храма объявляется лишь тенью истинного священства. Храмовые жертвы не очищают от грехов, а напоминают о них (Евр. 10:4). Заповеди Божьи, которые были причиной установления храмового культа и Ааронова священства, теперь отменяются по причине их «немощи и бесполезности» (Евр. 7:18). «Прежняя скиния», т.е. Иерусалимский храм, по сути, препятствовала полноте общения с Богом, закрывая путь в истинное святилище (Евр. 9:8).

 



 
PR-CY.ru