Словарь по христианству Е ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 10

ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 10

В качестве аргумента в пользу авторства апостола Павла приводились внутренние свидетельства из текста Послания. В Евр. 13:23 говорится о Тимофее, который был ближайшим помощником апостола. Имеется ряд литературных параллелей с Посланиями Павла: Евр. 2:4 и 1 Кор. 12:4, 7–11; Евр. 2:10 и Рим. 11:36; 1 Кор. 8:6; Евр. 2:8 и 1 Кор. 15:27; Евр. 2:14 и 1 Кор. 15:26; Евр. 3:6 и Рим. 5:2; Евр. 5:12 и 1 Кор. 3:2; Евр. 5:14 и 1 Кор. 2:6; Евр. 6:3 и 1 Кор. 16:7; Евр. 6:12 и Рим. 4:13; Евр. 9:26 и 1 Кор. 10:11; Евр. 10:33 и 1 Кор. 4:9; Евр. 10:38 и Рим. 1:17; Евр. 11:12 и Рим. 4:19; Евр. 12:14 и Рим. 12:18; 14:19; Евр. 13:1 и Рим. 12:10; Евр. 13:2 и Рим. 12:13; Евр. 13:9 и Рим. 14:3–4; Евр. 13:20 и 1 Кор. 7:15; 14:33; Евр. 3:7–19; 12:18–25 и 1 Кор. 10:1–11. Одна из научных работ, где доказывается авторство апостола Павла, – книга католического библеиста В. Леонарда, который стремился максимально снизить возможную роль переводчика или секретаря в создании Послания Евреям, относя все особенности стиля и богословских идей непосредственно к апостолу Павлу. К его позиции близок протестантский автор Р. Таскер, который обосновывал возможность авторства апостола Павла близостью богословских идей в этом и других Посланиях Павла. Однако даже те авторы XX в., которые относили Послание Евреям к Посланиям Павла, признавали, что в современном виде текст не может быть признан вполне Павловым, а потому предлагали различные варианты гипотезы о «помощнике», «соавторе», «секретаре», «редакторе» или «переводчике». В частности, делались предположения о помощнике-редакторе в лице апостолов Иуды, Филиппа. Православный греческий экзегет Христос Вулгарис доказывает принадлежность Послания Евреям перу апостола Павла, демонстрируя его связь с другими Посланиями апостола Павла и с основными событиями жизни апостола. По его мнению, в Евр. 13:23 следует переводить не как «освобождён» (поскольку, как он считает, факт заключения апостола Павла в тюрьму вместе с Тимофеем не подтверждается другими источниками), а как «послан» (ср.: Деян. 13:3; 15:30–33). Как предполагает Х. Вулгарис, речь идёт о том, что апостол Тимофей, посланный в Филиппы, впоследствии присоединится к апостолу Павлу в его путешествии в Грецию (ср.: Флп. 2:19–24; Флм. 22) и далее в Иерусалим. Таким образом, Послание Евреям исследователи относят к числу «посланий из уз» (Послания к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Филимону), которые были написаны апостолом Павлом во время заключения в Риме в 60–62 гг. При этом Х. Вулгарис, чтобы объяснить стилистические и богословские отличия Послания Евреям от других Посланий апостола, признаёт редакторскую правку оригинала Климентом Римским. Наконец, в критической библеистике делались попытки сохранить связь послания с апостолом Павлом, атрибутировав ему только последнюю, тринадцатую главу. Дж. Легг предположил, что основной текст Послания Евреям, «слово увещевания», написан апостолом Тимофеем, но отправлен в качестве Послания апостолом Павлом. К концу XX в. библейская критика практически единодушно отвергла авторство апостола Павла. Сомнения в атрибуции основаны на том, что в начале Послания отсутствует характерное для апостола Павла приветственное обращение и на протяжении текста автор нигде не ссылается на свой апостольский авторитет, что также отличает подлинные Послания Павла.

 



 
PR-CY.ru