Словарь по христианству Е ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 9

ЕВРЕЯМ ПОСЛАНИЕ - Страница 9

В сохранившихся произведениях Оригена встречаются утверждения о 14 Посланиях апостола Павла, что предполагает включение в их число Послания Евреям, а цитаты из этого Послания вводятся формулами «Апостол говорит». Апостолу Павлу атрибутируют Послание Евреям многие греческие отцы III–V вв.: Дионисий Александрийский, Пётр Александрийский, Александр Александрийский, Евсевий, Афанасий Великий, Василий Великий, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский, Кирилл Александрийский, а также Дидим Слепец. Помещение Послания Евреям среди Посланий апостола Павла в древнейшем папирусе (начало III в.) также говорит о том, что оно признавалось Павловым, по крайней мере, на Востоке. Во множестве других древних рукописей Послание помещается среди Павловых между Посланиями церквам и Посланиями частным лицам. Евсевий говорит, что в авторстве апостола Павла сомневался римский пресвитер Гаий. Однако уже с IV в. многие латинские авторы начинают цитировать Послание, признавая его автором апостола Павла: Иларий Пиктавийский, Иероним Стридонский, Луцифер Калаританский, Амвросий Медиоланский, Гауденций, Руфин Аквилейский, Марий Викторин. Августин Блаженный хотя и признавал его каноническим, но цитировал без указания на авторство апостола Павла. Признание апостольского происхождения Послания позволяет исследователям отнести его составление к периоду до 60 г. Заглавие Послания стабильно во всех древних рукописях и, судя по свидетельству Евсевия, было известно уже к концу II в. Климент Александрийский считал, что апостол Павел писал это Послание к евреям, а Лука перевёл его для греков. У св. отцов адресатами Послания считались евреи, жившие в Палестине или, точнее, в Иерусалиме. В русской библеистике вопрос об авторстве этого Послания всегда рассматривался через призму древнего церковного Предания. Феофан Затворник (1896 г.), А.В. Иванов (2002 г.) и Н.Н. Глубоковский (1937 г.), анализируя свидетельства древних христианских писателей, приходили к выводу о подлинности и древности предания об апостоле Павле как об авторе Послания Евреям и на этом основании отвергали попытки западных критиков пересмотреть и решить этот вопрос иначе. Епископ Никанор (Каменский; 1903 г.) обосновывал авторство апостола Павла на детальном анализе языка Послания. Отметив лёгкость стиля, правильность синтаксических конструкций и прочие элементы, позволяющие расценивать Послание Евреям как произведение ораторского искусства, епископ Никанор пришёл к выводу, что Послание Евреям отличается от других Посланий Павла по той причине, что написано и тщательно обработано самим апостолом, а не записано с его слов под диктовку. По его мнению, апостол Павел хорошо владел эллинистической риторикой, а потому мог писать в любом стиле, чтобы быть понятным адресатам. Епископ Кассиан (Безобразов; 2001 г.), признавая сложность установления авторства ввиду несоответствия языка и стиля Послания Евреям бесспорно подлинным Посланиям апостола Павла (он отрицал, что Послание Евреям может быть переводом с еврейского на греческий язык), тем не менее, в качестве аргументов в пользу принадлежности Послания апостолу Павлу приводит отмеченное ещё Оригеном сходство богословских учений.

 



 
PR-CY.ru