ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 19

Среди источников, на которые опирался Иоанн Дунс Скот при создании трактата, исследователи называют сочинения Эгидия Римского, Годфрида из Фонтене, Петра Иоанна Оливи. По мнению редакторов критического издания сочинения, оно создавалось до начала работы Иоанна Дунса Скота над «Lectura» и, как полагают исследователи, было закончено к 1294 г. Всего в трактат входят 23 «вопроса», по содержанию достаточно полно охватывающие тематику второй и третьей книг трактата Аристотеля «О душе». «Вопросы» 1–8 посвящены исследованию различных свойств пяти телесных чувств и способов их функционирования; в «вопросах» 9–10 рассматривается так называемое общее чувство (sensus communis) – особая способность души, в которой сводятся воедино данные пяти телесных чувств; тематикой «вопросов» 11–13 является соотношение «активного» и «пассивного» разума, в частности, Иоанн Дунс Скот затрагивает вызывавший много споров среди схоластов вопрос о том, существует ли активный разум в душе человека, или же он есть некая особая «отделённая субстанция», как учили арабские философы. Последующие «вопросы» исследуют различные способности высшей части души – человеческого разума: в частности, Иоанн Дунс Скот рассматривает вопрос о том, является ли разум материальным или нематериальным («вопрос» 15); обладает ли он способностью запоминать познанное («вопрос» 14); каким образом познаётся индивидуальное и универсальное («вопросы» 16, 22); может ли разум познавать нечто без участия чувств («вопрос» 18); существует ли в разуме некое врождённое знание («вопрос» 17); и др. В «вопросах» 19–21 Иоанн Дунс Скот излагает собственное учение о «первом объекте разума», полемизируя с концепциями Генриха Гентского и Фомы Аквинского. В завершающем трактат 23-м «вопросе» он рассматривает соотношение разума и объекта в познавательном акте с точки зрения их причинной взаимосвязи применительно к результату акта познания. 6. «Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis» («Вопросы по книгам “Метафизики” Аристотеля»). В этот весьма обширный трактат входят «вопросы» по книгам «Метафизики» с первой по девятую (опубликованные в издании Л. Уоддинга десятая и двенадцатая книги «вопросов» в настоящее время признаются неподлинными). Язык сочинения весьма сложен даже с учётом общей трудности текстов Иоанна Дунса Скота. Запутанность трактата и неясность многих содержащихся в нём идей Иоанна Дунса Скота имели следствием настороженное отношение к нему среди последователей Иоанна Дунса Скота. Неоднократно предпринимались попытки как объявить трактат подложным или испорченным, так и «исправить» его содержание, дополнив фрагментами из более поздних сочинений Иоанна Дунса Скота. Современные исследователи признают подлинность трактата, а содержащиеся в нём неясности объясняют тем, что в этом сочинении Иоанн Дунс Скот впервые обратился к рассмотрению сложнейших метафизических вопросов и лишь оттачивал своё философское мастерство. С точки зрения содержания «вопросы» первой книги сосредоточены вокруг темы познания и проблемы соотношения частного и общего. Иоанн Дунс Скот рассматривает здесь природные свойства человеческого разума и описывает свойственную ему познавательную активность, анализирует такие ключевые метафизические термины, как «чтойность», «природа», «причина».

 



 
PR-CY.ru