ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 11

Ко времени преподавательской и научной деятельности Иоанна Дунса Скота «Сентенции» Петра Ломбардского стали обязательным текстом в системе высшего теологического образования, главным источником богословских знаний. Подобное их положение связано с весьма удобным способом представления материала: авторитетные высказывания («сентенции») отцов церкви и церковных писателей были упорядочены Петром Ломбардским по тематическим блокам. Наиболее крупным элементом смыслового членения труда Петра Ломбардского являются «книги». Все «Сентенции» разделены автором на четыре книги: первая книга содержит учение о Боге, Его свойствах, Святой Троице и свойствах Трёх Лиц; во второй книге излагается учение о творении и об ангельском мире; третья книга посвящена вопросам христологии и сотериологии; в четвёртой книге представлено учение о церкви, церковных таинствах и обрядах. В каждой книге есть более мелкое деление на «разделы» (dictinctiones) и «главы» (capites). В соответствии с таким делением сочинения последующих авторов, работавших с текстом «Сентенций» (т.е. «комментарии» или «вопросы»), также обычно подразделялись ими на четыре книги, разделы которых тематически соответствуют разделам «Сентенций». Употреблявшееся некоторыми средневековыми авторами и встречающееся иногда в современной исследовательской литературе обозначение «вопросов» Иоанна Дунса Скота как «комментариев» к «Сентенциям» неточно и может вводить в заблуждение. «Сентенции» важны для Иоанна Дунса Скота как источник, задающий тематическую организацию «вопросов» и формулирующий основные богословские постулаты. Однако текст «Сентенций» не играет исключительной роли при рассмотрении Иоанном Дунсом Скотом их тематики; он, скорее, использовал темы «Сентенций» в качестве отправного пункта для построения собственных теологических концепций. Иоанн Дунс Скот читал лекции по «Сентенциям» в разные годы и в различных университетах, поэтому в общий корпус «вопросов» к «Сентенциям» входят тексты, различающиеся по происхождению. Весь корпус «вопросов» подразделяется на три группы сочинений: «Lectura» («Лекции»), «Ordinatio» («Упорядочение», т.е. упорядоченные «вопросы») и «Reportationes» («Сообщения»). 1. «Lectura». Как было установлено при подготовке ватиканского издания, «Lectura» – наиболее ранний из текстов Иоанна Дунса Скота, связанных с «Сентенциями» Петра Ломбардского. Исследователи предполагают, что он был создан во время преподавания в Оксфорде между 1298 и 1302 гг. Текст «Lectura», как следует уже из названия (дословный перевод: «то, что будет прочитано»), представляет подготовительные заметки Иоанна Дунса Скота к лекциям по «Сентенциям». По содержанию «Lectura» охватывает материал первой, второй и третьей книг «Сентенций» Петра Ломбардского. Позднее текст «Lectura» использовался Иоанном Дунсом Скотом при составлении главного сочинения из корпуса «вопросов» по «Сентенциям» – «Ordinatio», в силу чего текст многих «вопросов» в этих сочинениях в значительной степени совпадает. Поскольку «Ordinatio» не было завершено, особый интерес представляют собой те «вопросы» в «Lectura», которые остались без рассмотрения в «Ordinatio» (например, «вопросы» по второй книге «Сентенций», разделы 15–25).

 



 
PR-CY.ru