ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 16

Как полагают следователи, Иоанн Дунс Скот готовил текст «вопросов» к публикации, однако не успел завершить работу до своей внезапной кончины. В одной из рукописей текст последнего 21-го «вопроса» «Quodlibet» завершается словами переписчика: «Конец Quodlibet, обнаруженного в его (т.е. Иоанна Дунса Скота) записях; далее следует (текст) из «Сообщений» (de Reportatione)»; это свидетельствует о том, что окончательная редакция сочинения была выполнена уже учениками Иоанна Дунса Скота. Текст «Quodlibet» получил распространение среди богословов сразу после кончины Иоанна Дунса Скота и нередко использовался в дискуссиях XIV в. Именно популярностью текста объясняется значительное число рукописей, содержащих его целиком или во фрагментах, – более 60. В издании Л. Уоддинга «Quodlibet» занимает 12-й том и сопровождается комментариями Лихета. Полноценного критического издания «Quodlibet» не существует; в 1968 г. было выпущено учитывающее несколько рукописей научное издание текста с испанским переводом. С точки зрения содержания первые шесть «вопросов» посвящены Лицам Святой Троицы и Их взаимным отношениям, а также некоторым свойствам Бога. «Вопросы» 7–11 содержат рассмотрение различных аспектов всемогущества Божия; несколько обособленное место среди них занимает восьмой «вопрос», посвящённый причинной роли Слова Божия, Второго Лица Святой Троицы, в творении. В 12-м «вопросе» также рассматривается тема творения, в частности, соотношение Бога и творения при рассмотрении Бога в качестве творящей и сохраняющей творение Первопричины. «Вопросы» 13–18 посвящены различным сложностям учения о разумных творениях: людях и ангелах. В них, в частности, рассматриваются свойства человеческого разума, его возможности и пределы в богопознании, соотношение свободы и необходимости, акты желания и моральные акты. Девятнадцатый «вопрос» посвящён раскрытию сложной христологической проблематики соотношения человеческой природы Христа и Ипостаси Логоса. В двадцатом «вопросе» Иоанн Дунс Скот разрешает затруднение, связанное с каноническим правом и литургикой, касающееся практики служения заказных месс. Последний, двадцать первый вопрос содержит попытку Иоанна Дунса Скота рассмотреть учение о вечности мира и соотнести его с идеей Божественного Промысла о мире. Ему принадлежит также философско-богословский трактат «De primo rerum omnium Principio» («О первом Начале всех вещей»; в литературе используется также сокращённое название: «De primo Principio» – «О Первоначале»), посвящённый построению доказательства бытия Божия и изложению философского учения о свойствах Бога. Согласно утверждению Иоанна Дунса Скота в начале трактата, его целью является достигнуть знания о Боге, которое может приобрести естественный разум (ratio naturalis), т.е. разум, не прибегающий к помощи Откровения. В силу этого трактат Иоанна Дунса Скота является одним из наиболее ярких примеров построения средневековой естественной теологии. Хотя в середине XX в. высказывались сомнения в подлинности трактата, в настоящее время большинство исследователей сходятся в том, что, даже если окончательная редакция трактата была выполнена учениками Иоанна Дунса Скота, его замысел и первоначальное исполнение принадлежат самому Иоанну Дунсу Скоту.

 



 
PR-CY.ru