ДУНС СКОТ Иоанн - Страница 14

В 2005 г. К. Родлер опубликовал критический текст нескольких версий Пролога к первой книге «Reportationes»: Reportatio I A, Reportatio I B, Reportatio 1 C, а также Пролога Additiones Magnae. Издание К. Родлера предваряет подробное исследование соотношения различных версий первой книги «Reportationes». Ко второй книге «Сентенций» редакторы ватиканского издания относят единственный текст «Reportationes», опубликованный Л. Уоддингом. В соответствии с описанием Хечича есть две версии второй книги «Reportationes» (Reportatio II A и Reportatio II B), при этом вторая версия представляет собой отредактированный и во многих случаях более краткий вариант первой версии. По информации, приводимой Хечичем, в действительности у Л. Уоддинга была издана вторая книга «Additiones magnae» Уильяма из Алника, в которой Уильям почти полностью повторяет текст Reportatio II B, сопровождая его вставками из «Lectura» и собственными пояснениями и замечаниями. К третьей книге «Сентенций» относятся четыре текста «Reportationes»: Reportatio III A – опубликовано Л. Уоддингом; Reportatio III B, III C и III D – не опубликованы. К четвёртой книге «Сентенций» относятся два текста «Reportationes»: Reportatio IV A – опубликовано Л. Уоддингом; Reportatio IV B – опубликовано в Париже в 1518 г., позднее не переиздавался. Помимо «Вопросов» по «Сентенциям» Иоанну Дунсу Скоту принадлежит ряд богословских сочинений меньшего объёма. Среди них особое значение имеют несколько собраний «вопросов», передающих содержание различных теологических диспутов, в которых принимал участие Иоанн Дунс Скот. 1. «Collationes Oxonienses» («Оксфордские собеседования») и «Collationes Parisienses» («Парижские собеседования»). Подлинность «Collationes» подтверждается тем, что сам Иоанн Дунс Скот несколько раз ссылается на них в примечаниях к тексту «Ordinatio». Эти сочинения отражают содержание дискуссий, в которых Иоанн Дунс Скот участвовал в Парижском и Оксфордском университетах. Исследователи предполагают, что «Оксфордские собеседования» представляют собой записи диспутов, состоявшихся во время пребывания Иоанна Дунса Скота в Оксфорде в 1301 г. или в 1303–1304 гг. (точную датировку «Парижских собеседований» исследователи считают невозможной, лишь предполагают, что они отражают содержание дискуссий, происходивших в промежутке между 1301 и 1307 гг., при этом ранняя датировка считается более вероятной). Существуют две рукописи, содержащие полный корпус парижских и оксфордских «Collationes», а также как минимум пять рукописей, содержащих различное число «вопросов» из «Collationes». В различных рукописях порядок следования отдельных «вопросов» «Collationes» различный, поэтому нумерации «Collationes» по К. Баличу, по Ф. Пелстеру и по Л. Уоддингу не совпадают. До начала XX в. практически общепринятым было мнение, что все «Collationes» Иоанна Дунса Скота были созданы в Париже. Эта традиция отражена в издании Л. Уоддинга, где опубликованы 39 «Collationes», причём все они названы «парижскими», хотя в действительности парижские и оксфордские «Collationes» здесь смешаны. В 1927 г. пять неизданных Л. Уоддингом «вопросов» из корпуса «Collationes» были опубликованы Ч. Харрисом.

 



 
PR-CY.ru